По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Формирование модели навыков будущего в условиях цифровизации

Грошев Александр Романович д-р экон. наук, профессор, Сургутский государственный университет 628412, ХантыМансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр-т Ленина, д. 1, е-mail: shirinkina86@ yandex.ru
Ширинкина Елена Викторовна д-р экон. наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет 628412, ХантыМансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр-т Ленина, д. 1

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время существуют запросы организаций на ключевые навыки будущего. Они находят отражение в моделях основных навыков, которые разрабатываются различными государственными органами, консалтинговыми компаниями и исследователями. Изменения в бизнес-процессах организаций, связанные с распространением новых технологий, в том числе автоматизации, цифровизации и экологизации производства, приводят к появлению новых требований к работникам. Разрыв между этими требованиями и имеющимися навыками ведет к навыковым пробелам. В исследовании выявлена потребность в навыковых наборах, необходимых для соответствия этим профессиям. Авторами представлены две концептуальные модели навыков будущего, которые, на их взгляд, наиболее полно отражают общие направления развития организаций в условиях цифровизации.

Литература:

1. WEF. Четвертая промышленная революция. Целевые ориентиры развития промышленных технологий и инноваций, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_ Четвертая_промышленная%20революция.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

2. Хмыз О. В. Цифровая институализация на глобальном, международном и национальных уровнях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2021. №1 (53). С. 31–40.

3. Economics of Transition. Educational upgrading, structural change and the task composition of jobs in Europe. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=3132800 (дата обращения: 15.09.2021).

4. Гишкаева Л. Л., Катаев А. А., Хехаева З. В. Новые вызовы для рынка труда // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 8 (78). С. 40–43.

5. Kausar S., Oyelere S. S., Salal Ya.K., Hussain S., Cifci М.А., Hilcenko S., Iqbal M. S., Zhu W., Xu H. Mining smart learning analytics data using ensemble classifiers // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. № 15 (12). Р. 81–102.

6. Кергроуч С. Индустрия 4.0: новые вызовы и возможности для рынка труда // Форсайт. 2017. № 11 (4). С. 6–8.

7. McKinsey Global Institute. A future that works: AI, automation, employment, and productivity. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/ media/mckinsey/featured%20insights/ Digital%20Disruption/Harnessing%20 automation%20for%20a%20future%20 that%20works/MGI-A-future-that-worksExecutive-summary.ashx (дата обращения: 15.09.2021).

8. Широкова И. Рынок труда — адаптация к новым вызовам // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. 2018. № 5. С.60–63.

9. Kolyasnikov M.S., Kelchevskaya N.R. Knowledge management strategies in companies: trends and the impact of industry 4.0 // The Manager. 2020. № 11 (4). С. 82–96.

10. Velikanov V. S., Dyorina N. V., Korotkova A.N., Dyorina K.S. The challenges of industry 4.0 and the need for new answers in the mining industry // Известия Уральского государственного горного университета. 2021. № 2 (62). Р. 154–166.

11. PwC. Industry 4.0: Building the digital enterprise. 2016. URL: https://www. pwc.com/gx/en/industries/industries-4.0/ landing-page/industry-4.0-building-yourdigital-enterprise-april-2016.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

12. Pollack G.A., Ufimtseva O.V. Analysis of employees competencies in the industry 4.0 // Journal of Computational and Engineering Mathematics. 2020. № 7 (2). Р.31–39.

13. Sheviakova A.L., Tugina I.V., Malitskaya N.A. Development of competencies of enterprise personnel under the influence of industry 4.0, including the role of ngo // Актуальные проблемы современности. 2020. № 4 (30). Р. 95–100.

14. Ширинкина Е. В. Трансформация концепции управления человеческим капиталом в зависимости от этапов развития промышленности // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 269–274.

15. WEF. The Future of Jobs Report. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.weforum.org/reports/the-futureof-jobs-report-2020 (дата обращения: 15.09.2021).

В условиях развития цифровизации ожидается значительное снижение доли рутинных задач в обязанностях сотрудников [1,2]. Кроме того, необходимость выпуска высококонкурентной продукции и услуг требует от персонала умений эффективного взаимодействия друг с другом и с потенциальным потребителем инновационного продукта [1].

В результате будет увеличиваться количество профессий, связанных с нерутинными операциями на основе высокой экспертизы, а также с такими универсальными компетенциями, как кооперация, коммуникация, критическое мышление, креативность и другие социально-эмоциональные навыки. Поэтому переподготовка в сфере развития «мягких» навыков становится неизбежным и важным элементом адаптации организаций к новым условиям и подготовки сотрудников к другому типу задач.

До пандемии наблюдалась тенденция к появлению большого числа новых рабочих мест, требующих квалифицированных работников с развитыми социальными и лидерскими навыками и умением адаптироваться к меняющимся требованиям рынка [3]. Компании все больше ориентируются на наем и удержание таких высококвалифицированных кадров, поскольку они в восемь раз более продуктивны [3, 4].

Переподготовка в сфере развития «мягких» навыков становится неизбежным и важным элементом адаптации организаций к новым условиям и подготовки сотрудников к другому типу задач.

Среди успешных стратегий по удержанию специалистов можно выделить следующие:

1. Предоставление сотрудникам четкого понимания будущего организации. Сотрудникам важно понимать не только цели компании, но и стратегии их достижения.

2. Применение этических стандартов в рабочих процессах. Для удержания специалистов работодателю необходимо выстраивать прозрачную культуру в организации, учитывая этические нормы.

3. Использование эмпатических подходов для мотивации сотрудников. Работодателям рекомендуется руководствоваться персональными подходами мотивации и управления.

Для Цитирования:
Грошев Александр Романович, Ширинкина Елена Викторовна, Формирование модели навыков будущего в условиях цифровизации. Кадровик. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: