По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Формирование единого мобильного цифрового пространства для адаптации и обучения сотрудников

Канарейко Диана Александровна преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Е-mail: kanareiko_da@surgu.ru

Актуальность исследования обусловлена тем, что решение о внедрении мобильного обучения происходит на стыке интересов заказчика и потребностей аудитории. Автором в исследовании раскрываются ключевые принципы проектирования, универсальные как для электронного, так и для мобильного обучения. Особое внимание в этой статье уделяется стадии формирования единого мобильного цифрового пространства: от того, насколько тщательной станет проработка на этом этапе, будет зависеть итоговая эффективность в плане как достижения учебных целей и бизнес-показателей, так и финансовых и временных затрат. Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям вырабатывать эффективные стратегии обучения сотрудников.

Литература:

1. Жилина А. И., Чепуренко Г.П., Юрьева Д.В. Мобильное обучение как педагогическая инновация в системе управления знаниями // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2019. — № 2. — С. 132–146.

2. Zhou Z., Li L., Fürsterling A., Durocher H.J., Mouridsen J., Zhang X. Learningbased object detection and localization for a mobile robot manipulator in sme production // Robotics and Computer-Integrated Manufacturing. — 2022. — Т. 73.— С. 102–229.

3. Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л. Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5. — С. 39.

4. Мантуленко В.В. Теоретические аспекты мобильного обучения // Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2022. — № 1-1. — С. 103–106.

5. Фоминых Н.Ю. Модернизация иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов на основе мобильного обучения // Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2014. — № 1 (27). — С. 69–76.

6. Ширинкина Е.В. Изменения образовательных технологий корпоративного обучения в цифровой экономике // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. — 2020. — Т. 30. — № 1. — С. 67–71.

7. Мухаметзянов И. Ш. Мобильное обучение и культура использования мобильных технологий // Мир психологии. — 2020. — № 3 (103). — С. 206–214.

8. Татаринов К.А. Мобильное обучение поколения z // Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — Т. 8. — № 2 (27). — С. 103–105.

9. Ускова Б.А., Фоминых М.В. Мобильные технологии как новый элемент системы обучения // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 1. — С. 32.

10. Ширинкина Е.В. Инструментарий сторителлинга при разработке обучающих решений в педагогическом проектировании // Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2023. — № 1 (61). — С. 40–44.

11. Gupta C., Srinivasan K., Johri I., Hu Y.-C., Qaisar S.M., Huang K.-Y. A systematic review on machine learning and deep learning models for electronic information security in mobile networks // Sensors. — 2022. — Т. 22. — № 5.

12. Ren T., Niu J., Dai B., Liu X., Hu Z., Xu M., Guizani M. Enabling efficient scheduling in large-scale uav-assisted mobile-edge computing via hierarchical reinforcement learning // IEEE Internet of Things Journal. — 2022. — Т. 9. — № 10.— С. 7095–7109.

13. Ширинкина Е.В. Особенности управления знаниями в формировании человеческого капитала на промышленных предприятиях в цифровой экономике // Современная научная мысль. — 2018. — № 3. — С. 176–180.

14. Rubtsova J. Approach to image-based segmentation of complex surfaces using machine learning tools during motion of mobile robots // Smart Innovation, Systems and Technologies. — 2022. — Т. 232. — С. 191–200.

Мобильное обучение не несет ценности само по себе, если оно не синхронизировано с потребностями заказчика и аудитории и не учитывает контекста. В статье автором представлено несколько сценариев, что позволит компаниям задать себе правильные вопросы и в итоге принять взвешенное решение о необходимости внедрения мобильного обучения. Рекомендуется рассматривать эти сценарии как шаблоны, которые необходимо дополнять собственными вопросами, подстроенными под нужды своей организации.

Решение о внедрении мобильного обучения происходит на стыке интересов заказчика и потребностей аудитории. Как только пришел запрос о мобильном обучающем решении, не стоит предпринимать поспешных действий. Первое, что необходимо выяснить, — это причины подобного запроса. Возможно, он являет собой не истинную необходимость, а желание идти в ногу со временем. Далее важно изучить аудиторию: готова ли она к мобильному обучению, решит ли мобильное обучение ее потребности, какие существуют преграды и ограничения. Такая организация поможет подойти к вопросу рационально, учесть возможные препятствия или даже отказаться от заведомо неэффективного решения.

Распространенные сегодня обучающие методологии, такие как ADDIE или SAM, — это методологии управления проектами [1, 2]. Иными словами, их основная роль заключается в проработке стадий, которые нужно включить в проект разработки обучающего решения.

В данном исследовании автором рассмотрен путь проектирования мобильного обучения на примере одной из самых распространенных методологий — ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation, или анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка) [3]. Особое внимание в этой статье уделяется стадии проектирования: от того, насколько тщательной станет проработка на этом этапе, будет зависеть итоговая эффективность в плане как достижения учебных целей и бизнес-показателей, так и финансовых и временных затрат. На аналитическом этапе HR-менеджер изучает потребности заказчика и аудитории, принимает решение о целесообразности применения мобильного решения.

Для Цитирования:
Канарейко Диана Александровна, Формирование единого мобильного цифрового пространства для адаптации и обучения сотрудников. Кадровик. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: