По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.232

Федеральное и региональное трудовое законодательство о правовых гарантиях размера оплаты труда

Яковенко Нина Александровна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения, Оренбургский институт (филиал), ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА)», 460060, г. Оренбург, ул. Гаранькина, д. 17, кв. 24, E-mail: onayakovenko@msal.ru

В статье исследуются гарантии правовой охраны заработной платы в части установления минимального размера оплаты труда, а также подробно анализируется понятие прожиточного минимума. В последние два года произошли важные изменения в законодательстве, связанные с отменой потребительской корзины, расчетом медианной заработной платы и установлением региональных коэффициентов. Последствия и перспективы внесенных изменений стали объектом исследования автора. В настоящее время прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации определяется в соответствии с величиной федерального минимума, умноженного на специальный региональный коэффициент. Однако, по мнению автора, введение новых методик расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда не решило проблему занижения заработной платы с учетом того, что она складывается из трех составляющих: оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Автор придерживается следующего мнения: было бы целесообразнее закрепить в трудовом законодательстве норму о том, что оклад не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Таким образом, если бы в законодательстве было предусмотрено требование о том, что оклад работника должен быть равен прожиточному минимуму, то данное условие способствовало бы росту заработной платы, повышая реальный уровень жизни населения.

Литература:

1. Козина Е. Дисциплина выплаты заработной платы (по спорам о серой заработной плате) // Вопросы трудового права. — 2023. — № 4. — С. 15–22.

2. Chicchi, F. (2020). Beyond the "salary institution": on the "society of performance" and the platformisation of the employment relationship // Work Organisation, Labour & Globalisation. — 2020.— № 14 (1). — Р. 15–31.

3. Junusbekov M., Ydyrys S., Munassipova M., Almukhambetova B., Zhetibayev Z. Salary Structure Optimization In Business Sector Organizations: A Case Study Of Kazakhstan// Academy of Entrepreneurship Journal. — 2020. — №26 (2). — Р. 1–7.

4. Raghda Emaa d Abdul Ameer. Minimum Salary and Wage Controls// Journal of Juridical and Political Science.— 2022. — № 12. — Р. 11–16.

5. Onishchyk А. The economic significance of the living minimum on the activities of small business subjects// Scientific opinion: Economics and Management. — 2022. — № 1. — Р. 12–21.

6. Kelsey Lawrence. Can Salary Transparency Laws Close Wage Gaps?— California, Colorado, New York, Washington: SAGE Publications, 2023. — 116 p. ISBN: 9781071916858.

7. Jayady A., Priyo Subekti, Smyshlyaev A.V., Protasova O.N. Salary scale and the diversity of wage systems // Linguistics and Culture Review. — 2021. — № 5. — Р. 293–302.

8. Чекмарев Г. Ф., Гатманюк Л. Г. Конституционный статус МРОТ (минимальный размер оплаты труда) как мера эволюции правосознания общества и государства // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: Сборник статей по материалам VIII Международной заочной научно-практической конференции. Международный институт экономики и права. — 2017. — С. 84–89.

9. Лада А. Д. Право на достойную оплату труда в контексте послания Президента Российской Федерации// Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию— 2020 и его значение для развития Дальнего Востока России: Материалы круглого стола. Дальневосточный институт управления— филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Хабаровск). — 2020. — С.64–68.

10. Zoe Adams. "Wage", "Salary»"and "Remuneration": A Genealogical Exploration of Juridical Terms and their Significance for the Employer’s Power to Make Deductions from Wages // Industrial Law Journal. — 2019. — № 48 (1). — Р.34–65.

Правовой институт охраны заработной платы является важной гарантией соблюдения трудовых прав работников, способствует установлению справедливого и достойного уровня материального вознаграждения за труд [1]. В условиях рыночной экономики и конкуренции государство стремится обеспечить такой уровень заработной платы, который позволял бы каждому работнику обеспечивать собственные потребности и нужды членов семьи [2]. Предусмотренные в Трудовом кодексе РФ нормативные правила об индексации заработной платы, как правило, получают реальное воплощение в организациях с бюджетным финансированием либо организациях, относящихся к ключевым отраслям экономики и промышленности, в силу заключенных отраслевых и межотраслевых соглашений о социальном партнерстве. Однако большинство работодателей среднего и малого частного бизнеса избегают принятия локальных актов об индексации [3].

Складывающаяся в последнее время судебная практика, признающая право работника на индексацию заработной платы независимо от места работы, организационно-правовой формы и формы собственности организации работодателя, также не смогла существенным образом повлиять на реализацию прав работников в данной сфере (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2019 № 89-КГ18-14).

С учетом этого государство фактически заменило процедуру индексации официальных доходов населения повышением уровня минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ).

Само понятие МРОТ и его содержание нередко становились объектом спора в литературе [4] и в судах разного уровня. Конституционный Суд РФ в постановлении от 11.04.2019 № 17-П пояснил, что оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни может быть в составе заработной платы в размере МРОТ. Нарушений гарантий трудовых прав в данном случае не происходит, так как соблюдается общее требование о соответствии заработной платы размеру МРОТ. Таким образом, в настоящее время МРОТ представляет собой минимально возможную заработную плату, включая все три ее составляющие: оклад, компенсационные и стимулирующие надбавки, выплаты.

Для Цитирования:
Яковенко Нина Александровна, Федеральное и региональное трудовое законодательство о правовых гарантиях размера оплаты труда. Кадровик. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: