Ожидается, что после увеличения НДС на два процентных пункта до 20%, которое произойдет 1 января 2019-го, поднимется и стоимость размещения в российских гостиницах.
Впрочем, по оценкам Вадима Прасова, вице-президента Федерации рестораторов и отельеров, повышение налога станет лишь одним из факторов, влияющих на конечную цену. «Всё будет определять рынок, готовы гости платить или нет. Маловероятно, что новая ставка НДС напрямую отразится на прайсах в отелях — если конкурент не повысит стоимость, то и его сосед не будет этого делать. А клиент, как и прежде, выберет более приемлемый для себя вариант. Поэтому тут всё просто: есть спрос — есть предложение»,— уверен он.
Другие эксперты считают, что избежать пропорционального росту ставки НДС увеличения цен едва ли удастся. «Всё подорожает — и продукты питания, и транспорт.
Конечно, вырастут и издержки, а вслед за ними — и тарифы на размещение»,— говорит Сергей Войтович, глава компании «Свой ТС». В то же время, по его словам, нужно учитывать специфику каждого города и количество работающих в нем гостиниц.
«В Москве, например, гостиничный рынок сейчас более конкурентный, чем в Петербурге, в каждом регионе — своя ситуация по номерному фонду»,— добавил он.
Комментируя ситуацию, сами отельеры ссылаются на опыт других стран, где государство стимулирует развитие гостиничного бизнеса, в том числе через понижение НДС и другие льготы. К примеру, в Греции ставка этого налога для гостиниц составляет всего 6,5% при базовом размере 23%.
Что касается пакетных туров на внутреннем рынке, прогнозы поставщиков неутешительны — цены вырастут в пределах 2–3%.
«В стоимость турпродукта входит очень широкий ассортимент товаров и услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость»,— пояснил Сергей Толчин, исполнительный директор «Интуриста». Что касается отельеров, по его мнению, цены увеличатся у всех, за исключением гостиниц, которые испытывали серьезные проблемы с загрузкой в последние пару лет.