По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Факторы актуализации регионального потенциала сектора туризма и гостиничных услуг

А. И. Кузнецова бакалавр, Уральский федеральный университет, E-mail: anyakuznetsova-2000@mail.ru
Е. Н. Нархова кандидат социологических наук, доцент кафедры управления в сфере физической культуры и спорта, Уральский федеральный университет, E-mail: e_narkhova@mail.ru

Изучается проблема заинтересованности спортсменов страны во внутреннем туризме. На материалах экспертных опросов проведено исследование туристской привлекательности Пермского региона. Факторы, выявленные в процессе изучения данной информации, свидетельствуют об актуальности развития туристской инфраструктуры в российских регионах, включая сферу физической культуры и спорта. Пермский край обладает природными и культурными предпосылками для успешного развития туристской и гостиничной инфраструктуры, отвечающей запросам сферы физической культуры и спорта. Актуализация потенциала региона целесообразна для популяризации внутреннего туризма и формирования имиджа России как спортивной и туристической страны.

Литература:

1. Важенина, И.С. Имидж и бренд региона: сущность и особенности формирования // Экономика региона — 2008. — № 1. — С. 21.

2. Важенина, И.С. О сущности бренда территории // Экономика региона. — 2011.— № 3. — С. 52.

3. Важенина, И.С. Репутация территории: теория, методология, практика / И.С. Важенина; Рос.. акад. наук, Урал. отделение, Ин-т экономики; науч. ред. А.И. Татаркин. — М.: Экономика, 2007. — 206 с.

4. Важенина, И.С. Имидж и репутация как стратегическая составляющая нематериальных активов территории // Регион: экономика и социология. — 2006. — № 4. — С.73–84.

5. Важенина, И.С. Имидж, репутация и бренд территории / И.С. Важенина; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики; науч. ред. А.И. Татаркин. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. — 406 с.

6. Генсирук, С.А. Рекреационное использование лесов / С.А. Генсирук, М.С. Нижник, Р.Р. Возняк. — Киев: Урожай, 1987. — 247 с.

7. Голицын, Г.В. Оценка природных условий для проектов детальной планировки зон отдыха / Г.В. Голицын, Л. Т. Кутепова // Географические проблемы организации туризма и отдыха. Вып. 2. — М.: АН СССР, Ин-т географии, 1975. — С. 25–28.

8. Динамика спроса на туристические услуги в России на фоне пандемии COVID-19: Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. — 2020. — № 68 (декабрь) [Электронный ресурс]. — URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (дата обращения: 17.11.2021).

9. Кирюнин А. Е. Имидж региона как интериоризация культуры. — М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 146 с.

10. Туристическая привлекательность России для жителей стран Европы // Результаты межстранового исследования / И.А. Гильдебрандт, Т.А. Аймалетдинов; Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ, 2020. — 50 c.

11. Шарыгин М.Д. Позиционирование Пермского края в социально-экономическом пространстве Российской Федерации // Географический вестник. — 2014. — № 6. — С. 22–28.

12. Широков Ю.А. О развитии лыжных видов спорта в России // Карельский научный журнал. — 2019. — № 6. — С. 54–56.

13. ФЦП по ЗВС «Снежинка» [Электронный ресурс]. — URL: http://snezhinka.chifk.ru/ (дата обращения: 04.11.2021).

14. https://russian.rt.com/business/article/890786-rossiya-turizm-rost-2021.

1. Vazhenina, I. S. Image and brand of the region: the essence and features of formation. Economy of the region. 2008, no. 1, рp. 21.

2. Vazhenina, I. S. On the essence of the territory brand. Economy of the region. 2011, no. 3, рp. 52.

3. Vazhenina, I. S. Territory reputation: theory, methodology, practice. M.: Economics, 2007, 206 p.

4. Vazhenina, I. S. Image and reputation as a strategic component of the territory’s intangible assets. Region: Economics and Sociology. 2006, no. 4, рp. 73–84.

5. Vazhenina, I. S. Image, reputation and brand of the territory. Yekaterinburg: Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2013, 406 p.

6. Gensiruk, S. A. Recreational use of forests. S. A. Gensiruk, M. S. Nizhnik, R. R. Wozniak. Kiev: Harvest. 1987. 247 p.

7. Golitsyn, G .V. Assessment of natural conditions for projects of detailed planning of recreation areas. G. V. Golitsyn, L. T. Kutepova. Geographic problems of organizing tourism and recreation. Issue 2. M.: Academy of Sciences of the USSR, Institute of Geography. 1975, рp.25–28.

8. Dynamics of demand for travel services in Russia against the backdrop of the COVID-19 pandemic: Bulletin on current trends in the Russian economy. 2020, no. 68 (December). Available at: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (accessed: 17.11.2021).

9. Kiryunin, A. E. Image of the region as interiorization of culture M.: University, 2000, 146 p.

10. Tourist attractiveness of Russia for residents of European countries. Results of intercountry research. I. А. Hildebrandt, T. A. Aimaletdinov; Analytical center NAFI. M.: Publishing house NAFI. 2020, 50 p.

11. Sharygin, M. D. Positioning of the Perm Territory in the socio-economic space of the Russian Federation. Geographical Bulletin. 2014, no. 6, рp. 22-28.

12. Shirokov, Yu. A. On the development of ski sports in Russia. Karelian Scientific Journal, 2019, no. 6, рp. 54–56.

13. FTP on ZVS "Snowflake". Available at: http://snezhinka.chifk.ru/ (accessed: 04.11.2021).

14. RT. Available at: https://russian.rt.com/business/article/890786-rossiya-turizmrost-2021 (accessed: 29.10.2021).

Россия — это одна из самых красивых стран с одной из самых богатых историй. Обширная территория, разнообразность ландшафта и культур делают ее привлекательной для туристов. Это одна из тех стран, которую ежегодно посещают миллионы иностранцев. Так, по итогам 2018 г. вклад туризма в ВВП составил 3,9 %, что на 0,9 п.п. выше значения 2011 г., при этом ВВП продемонстрировал рост 2,5 %. Крупные международные спортивные соревнования — XXII зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. и чемпионат мира по футболу в 2018 г.— внесли положительный вклад в значение показателя [8]. Россия привлекательна не только для туристов из-за рубежа, но и для самих россиян. Ввиду пандемии коронавирусной инфекции и карантинных мер население страны было заинтересовано во внутреннем туризме. В числе самых популярных направлений были и остаются Москва и Краснодарский край. Таким образом, по данным Ростуризма, за первую половину 2021 г. по стране путешествовало около 49 млн человек, что на 85 % больше, чем в период 2020 г. [14].

Россия входит в рейтинг десяти самых посещаемых стран мира, но на сегодняшний день не существует бренда и слогана Российской Федерации как туристического направления. На данный момент большинство стран — лидеров в сфере туризма обладают запоминающимся брендом, идеей, слоганом и визуальным языком. 149 из 195 стран мира обладают своими туристическими брендами. Тем самым можно проследить зависимость слабой репрезентации России как туристической страны. В то же время в рамках реализации стратегии развития туризма в России главную задачу представляет привлечение туристов из европейского региона.

Европейцы географически близки к России, часто ездят в туристические поездки, а также обладают высоким уровнем платежеспособности. Аналитический центр «НАФИ» провел исследование туристской привлекательности России для жителей стран Европы (рис. 1, 2 [10]). Инструмент опроса помог выявить среди 2106 респондентов такие результаты: 29 % посещали Россию в качестве туриста, из них наибольшую долю совершивших туристическую поездку в Россию— жители постсоветских стран (49 %). Реже всех прочих посещают южные и западные европейцы, удаленные территориально и культурно (22 %).

Для Цитирования:
А. И. Кузнецова, Е. Н. Нархова, Факторы актуализации регионального потенциала сектора туризма и гостиничных услуг. Гостиничное дело. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: