По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.48 DOI:10.33920/igt-1-2508-09

Эволюция потребностей современного туриста: анализ предпочтений и требований посетителей гостиничных комплексов

Е. А. Гусак Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет», г. Москва, E-mail: k.gsk@bk.ru
Р. Н. Ушаков Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет», г. Москва, E-mail: ushakov.roman.n@yandex.ru

В статье рассматривается эволюция потребностей современных туристов с акцентом на требования к гостиничным комплексам. Целью статьи является выявление изменения ключевых потребностей, влияющих на выбор отеля. Результаты исследования в статье подтверждают, что для современного туриста приоритетными предпочтениями стали персонализированность, экологичность, личный бренд и технологичность гостиничных предприятий.

Литература:

1. Ушаков, Р. Н. Современные тренды индустрии гостеприимства / Р. Н. Ушаков, С. И. Лобода // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2023. — Т. 17. — № 1. — С. 236–244.

2. Отельные тренды — 2024 — что будет? [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.tastesofrussia.ru/novosti/otelnye-trendy-2024-chto-budet/ (дата обращения: 24.04.2024).

3. Персонализируем легко: как привлекать больше гостей без лишних усилий [Электронный ресурс]. — URL: https://expo.openhospitality.org/traveline (дата обращения: 05.05.2024).

4. Hotel Trends: Discover The Latest Hotel Industry Trends for 2024! [Электронный ресурс]. — URL: https://www.revfine.com/hotel-trends/#lifestyle-changes (дата обращения: 20.04.2024).

1. Ushakov, R. N. Modern trends in the hospitality industry. R. N. Ushakov, S. I. Loboda. Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service. 2023, Vol. 17, No. 1, pp. 236–244.

2. Hotel trends 2024 — what will happen? Available at: https://www.tastesofrussia.ru/ novosti/otelnye-trendy-2024-chto-budet/ (accessed: 24.04.2024).

3. Personalize easily: how to attract more guests without extra effort. Available at: https://expo.openhospitality.org/traveline (accessed: 05.05.2024).

4. Hotel Trends: Discover The Latest Hotel Industry Trends for 2024! Available at: https:// www.revfine.com/hotel-trends/#lifestyle-changes (accessed: 20.04.2024).

Дата поступления рукописи в редакцию: 20.07.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 23.07.2025.

Современный туризм переживает значительные изменения, обусловленные как внешними факторами, так и внутренними запросами потребителей. Эволюция потребностей туристов заставляет гостиничные комплексы адаптироваться к новым реалиям, чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для посетителей.

Последнее десятилетие в истории туризма ознаменовалось значительными изменениями, особенно в связи с пандемией COVID-19, которая кардинально повлияла на предпочтения и требования туристов. С началом пандемии в 2020 г. мир столкнулся с беспрецедентными ограничениями на путешествия, что привело к закрытию границ, отмене рейсов и карантинным мерам. Это повлекло за собой серьезный удар по туристской отрасли и вынудило гостиничные комплексы пересмотреть свои стратегии. В ответ на пандемию отели начали внедрять усиленные меры безопасности и гигиены, такие как бесконтактное заселение, улучшенная уборка и дезинфекция номеров. Также были разработаны новые услуги, например предложения для длительного проживания и рабочие пространства для удаленной работы, что отражало изменения в потребностях клиентов. Пандемия также изменила предпочтения туристов в пользу более безопасных и уединенных форм отдыха. Возрос интерес к местам проживания в удаленных и экологически чистых районах, а также к отелям, предлагающим гибкие условия бронирования и отмены. По мере стабилизации ситуации и появления вакцин началось постепенное восстановление туристской индустрии. Туристы привыкли к мерам защиты во время пандемии, а также к новым услугам, связанным с развитием дистанционного управления заселением и бронированием. Отели, которые смогли адаптироваться и предложить новые форматы проживания, соответствующие изменившимся запросам, смогли восстановиться быстрее.

Персонализация как ключевой элемент современного гостеприимства: в прошлом гостиничный сервис часто был стандартизирован — отели предлагали унифицированный набор услуг, ориентируясь на обслуживание максимально широкой аудитории. Туристы, в свою очередь, не ожидали и не требовали индивидуального подхода, поскольку сама концепция путешествий была связана скорее с возможностью перемещения и новыми впечатлениями, чем с уникальным опытом проживания.

Для Цитирования:
Е. А. Гусак, Р. Н. Ушаков, Эволюция потребностей современного туриста: анализ предпочтений и требований посетителей гостиничных комплексов. Гостиничное дело. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: