Ситуация складывается довольно сложная. По данным Ассоциации туроператоров России, въезд сократился на 30–50%, спрос по всем выездным направлениям начинает резко падать, российские гостиницы недосчитаются порядка 15 тыс. туристов. Сегодня туроператоры попали между молотом и наковальней: с одной стороны, они остаются налогоплательщиками, с другой — попали в форсмажорные обстоятельства. При этом по своим возможностям компенсировать убытки они не сравнимы с авиаперевозчиками, располагающими значительными уставными капиталами.
Вопросы стабилизации ситуации в гостиничном бизнесе активно обсуждались на прошедшем 11–12 марта I Всероссийском конгрессе общественных объединений туризма, гостеприимства и спорта. В частности, было выдвинуто предложение об использовании невозвратных тарифов, чтобы защитить интересы гостиниц и туроператоров, вынужденных продолжать работу при малой марже и падающих объема бизнеса.
Есть четкое понимание, что китайских туристов, обеспечивших значительную долю спроса на гостиничные номера в Москве и Санкт-Петербурге, в ближайшее время будет очень мало. В этой ситуации надежда остается только на российских туристов. И это не просто надежда. Две российские столицы являются мощными центрами притяжения не только для внутреннего туризма. Люди едут туда по делам, за покупками, лечиться. Поток достаточно стабилен, и коронавирус на него пока никак не повлиял.
Поэтому в сложившейся ситуации у столичных отельеров все-таки есть некая точка опоры. Но в провинции ситуация будет складываться тяжелее. Например, пострадает Ульяновск, куда китайские туристы ездят в туры по «ленинским местам». Поэтому на конгрессе также поднимались вопросы о дополнительных мерах господдержки. В частности, о введении дифференцированной ставки НДС для гостиничной отрасли. Для действующих предприятий предлагается понизить ставки НДС до 5–6% — уровня, сравнимого с европейскими странами — лидерами туризма.
Для новых гостиничных объектов предлагается ввести полное освобождение от уплаты НДС до начала периода окупаемости. Это позволит создать благоприятный инвестиционный климат, увеличит экспорт туруслуг и конкурентоспособность национального турпродукта на мировом рынке. В части земельного налога и налога на имущество для гостиничной отрасли необходимо утверждение на федеральном уровне нулевой или пониженной ставки земельного налога и налога на имущество в размере 0,1–0,5% (без права увеличения коэффициента на региональных уровнях).