Статья подготовлена в рамках выполнения грантового исследования по заказу РНФ, тема «Стратегия формирования финансовой грамотности российского студенчества как ключевое условие обеспечения их экономической самостоятельности» (№ гос. регистрации 122041500023-6).
Реалии нашего времени таковы, что требования жизни к выпускникам вузов с каждым годом становятся все выше и жестче. Успеха в борьбе за место в солидной фирме добиваются лишь те молодые люди, которые мыслят экономическими категориями, у которых есть деловая хватка и развиты предпринимательские качества [1, c. 16].
Экономическая образованность молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски, повышает ее финансовую безопасность. Низкий уровень экономической самостоятельности, недостаточные знания в области финансов приводят к неумению зарабатывать, неспособности самостоятельно обеспечивать свои потребности, неготовности к профессиональной деятельности, неспособности ставить и достигать жизненных целей и другим проблемам.
К сожалению, в вузах не уделяют достаточного внимания изучению финансовой грамотности и других аспектов экономической самостоятельности, поэтому многие студенты слабо ориентируются в экономических проблемах, что снижает их социальную устойчивость и конкурентоспособность в послевузовской траектории.
Многие студенты слабо ориентируются в экономических проблемах, что снижает их социальную устойчивость и конкурентоспособность в послевузовской траектории.
Экономическая самостоятельность студентов рассматривается нами как важнейшее условие формирования их социальной устойчивости в жизни.
Изучению социальной устойчивости студентов посвящены работы Н. В. Бережной [2], Т. А. Кардон [3], Т.С. Киричковой, Ю.П. Ветровой [4], Ж.М. Омархановой, Р.М. Мусина [5], К.А. Полковой, Л.А. Прокопенко [6], Т. В. Солонщиковой [7]. И. И. Щемелевой[8].
По мнению В. А. Смирнова [9, с.72], в основе современной молодежной политики, как зарубежной, так и отечественной, лежит идея о необходимости предоставления молодежи возможностей для социального становления, включения ее в жизнь общества и создания для этого определенных условий. Т.А. Кардон считает, что социальная устойчивость студента представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя способность противостоять негативному влиянию окружающей среды, критически оценивать свои поступки, принимать правильные решения в ситуации выбора [3]. Ж. М. Омарханова, Р. М. Мусин находят механизм сбалансированного взаимодействия технических возможностей общества и его морально-этических регуляторов в качестве основы теории социальной устойчивости личности [5, с. 63].