По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Экономическая самостоятельность российских студентов как драйвер их успешной карьерной траектории

Резник Семен Давыдович д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, заслуженный деятель науки РФ, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, д. 28, E-mail: disser@bk.ru
Черниковская Марина Витальевна канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, д. 28, E-mail: m.chernikovskaya@mail.ru

Низкий уровень экономической самостоятельности студентов и недостаточные знания в области финансов приводят к неумению зарабатывать, неспособности самостоятельно обеспечивать свои материальные потребности, неготовности к профессиональной деятельности и другим проблемам. К сожалению, во многих вузах не уделяют достаточного внимания изучению финансовой грамотности и других аспектов экономической самостоятельности студенчества, поэтому студенты слабо ориентируются в экономических проблемах, снижая свою социальную устойчивость и конкурентоспособность после завершения обучения в вузе. Основной целью исследования, результаты которого представлены в статье, является разработка системы и механизмов формирования экономической самостоятельности студентов как важного условия повышения их социальной устойчивости и успешной послевузовской траектории. Объектом мониторинга стали студенты региональных государственных высших учебных заведений, а предметом изучения— экономическая самостоятельность студентов как ключевое условие формирования их социальной устойчивости и конкурентоспособности.

Литература:

1. Резник С. Д., Черниковская М. В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 242с.

2. Бережная Н.В. Социально-психологические предпосылки устойчивости студентов к жизненным трудностям // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации.— 2018. — № 1. — С. 35–37.

3. Кардон Т. А. Формирование социальной устойчивости у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук.— Чебоксары, 2010. — 213 с.

4. Киричкова Т. С., Ветров Ю. П. Влияние социально-психологической компетентности на психологическую устойчивость студентов в условиях экзаменационных сессий // Глобальный научный потенциал. — 2018. — № 3 (84).— С. 27–29.

5. Омарханова Ж. М., Мусин Р. М. Социальная устойчивость: проблемы исследования и анализа // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. — 2013. — № 57-1. — С. 63–68.

6. Полкова К. А., Прокопенко Л. А. Оценка социальной адаптированности и вегетативной устойчивости студентов технического института // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта.— 2018. — № 5 (159). — С. 383–387.

7. Солонщикова Т. В. Развитие социальной активности студентов профессиональных учебных заведений в современных условиях // Вестник Чувашского университета. — Чебоксары: Чувашский университет, 2006. — №5.— С. 265–268.

8. Щемелева И. И. Социальная активность студенческой молодежи: факторный и кластерный анализ // Социологические исследования. — 2019.— №4. — С. 133–141.

9. Смирнов В. А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. — 2014.— №3. — C. 72–80.

10. Резник С. Д., Черниковская М. В. Смогут ли студенты управлять своей жизнью // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — № 1-2. — С.111–121.

11. Абаев А. Л., Збировская Е. П., Пратусевич В. Р. Анализ опыта российского государственного гуманитарного университета в повышении финансовой грамотности школьников, студентов и их родителей // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2017.— № 3 (9). — С. 115–118.

12. Артемьева С. С., Митрохин В.В. Оценка финансовой грамотности Российской и зарубежной молодежи и рекомендации по ее повышению // Интеграция образования. — 2018. — №1 (90). — С. 46–59.

13. Белякин Н. В., Шелудченков А. А. Вектор развития финансовой грамотности: проблемы и перспективы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. — 2017. — №2.— С. 5–10.

14. Воронов А. А. Финансовая грамотность российских студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология.— 2014. — № 2 — С. 19–23.

15. Даурова М.Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2014. — № 2 (28). — С. 173–175.

16. Земцов А. А., Осипова Т. Ю. Обретение финансовой грамотности и образованности студентами в рамках общеобразовательного процесса // Проблемы учета и финансов. — 2014.— № 3 (15). — С. 14–20.

17. Закинов Э. Ю. Финансовая грамотность современной молодежи // Педагогическое образование и наука.— 2017. — № 2. — С. 45–47.

18. Киселевская Е. Е. Анализ финансовой грамотности студентов вузов // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С.733–736.

19. Минин М.Г., Полицинская Е. В., Лизунков В.Г. Готовность студентов технического вуза к предпринимательской деятельности // Высшее образование в России. — 2019. — № 10. — С. 83–95.

20. Стромов В. Ю., Сысоев П. В., Завьялов В. В. Кластерный подход к развитию молодежного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. — 2019. — №7.— С.102–109.

21. Camino Escolar-Llamazares M., Luis-Rico Isabel, de la Torre-Cruz Tamara. The Socio-educational, Psychological and Family-Related Antecedents of Entrepreneurial Intentions among Spanish Youth // Sustainability. — 2019. — Т. 11. — № 5. — P. 1252–1260.

22. Di Maggio P. Culture and economy // The Handbook of economic sociology. — 1994. — P. 27–57.

23. García-Santillán A., MorenoGarcía E., Molchanova V. S. Education and knowledge in the use of financial products and services in bachelor’s degree students// European Journal of Contemporary Education. — 2017. — Т.6.— № 3. — P. 530–541.

24. Kacerova E. Risk Factors of Young Graduates in the Competitive E.U. Labour Market at the End of the Current Economic Crisis // Journal of competitiveness. — 2016. — Т. 8. — № 3. — P. 38–51.

25. Vadnjal Jaka, Ljubotina Predrag. Professional trilemma of students with family business experience // Kybernetes.— 2016. — № 45. — № 3. — P. 446–460.

26. Кармазина Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал// Молодой ученый. — 2014. — №7.— С. 349–351.

27. Резник С. Д. Интенсивное содействие экономической самостоятельности, конкурентоориентированности и трудоустройству студентов: опыт выпускающей кафедры высшего учебного заведения // Университетское управление: практика и анализ. — 2009.— № 3.— С.43–53.

28. Резник С. Д., Коновалова Е. С., Сочилова А. А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России. Опыт, проблемы, перспективы: Монография.— М.: ИНФРА-М, 2018. — 292 с.

Статья подготовлена в рамках выполнения грантового исследования по заказу РНФ, тема «Стратегия формирования финансовой грамотности российского студенчества как ключевое условие обеспечения их экономической самостоятельности» (№ гос. регистрации 122041500023-6).

Реалии нашего времени таковы, что требования жизни к выпускникам вузов с каждым годом становятся все выше и жестче. Успеха в борьбе за место в солидной фирме добиваются лишь те молодые люди, которые мыслят экономическими категориями, у которых есть деловая хватка и развиты предпринимательские качества [1, c. 16].

Экономическая образованность молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски, повышает ее финансовую безопасность. Низкий уровень экономической самостоятельности, недостаточные знания в области финансов приводят к неумению зарабатывать, неспособности самостоятельно обеспечивать свои потребности, неготовности к профессиональной деятельности, неспособности ставить и достигать жизненных целей и другим проблемам.

К сожалению, в вузах не уделяют достаточного внимания изучению финансовой грамотности и других аспектов экономической самостоятельности, поэтому многие студенты слабо ориентируются в экономических проблемах, что снижает их социальную устойчивость и конкурентоспособность в послевузовской траектории.

Многие студенты слабо ориентируются в экономических проблемах, что снижает их социальную устойчивость и конкурентоспособность в послевузовской траектории.

Экономическая самостоятельность студентов рассматривается нами как важнейшее условие формирования их социальной устойчивости в жизни.

Изучению социальной устойчивости студентов посвящены работы Н. В. Бережной [2], Т. А. Кардон [3], Т.С. Киричковой, Ю.П. Ветровой [4], Ж.М. Омархановой, Р.М. Мусина [5], К.А. Полковой, Л.А. Прокопенко [6], Т. В. Солонщиковой [7]. И. И. Щемелевой[8].

По мнению В. А. Смирнова [9, с.72], в основе современной молодежной политики, как зарубежной, так и отечественной, лежит идея о необходимости предоставления молодежи возможностей для социального становления, включения ее в жизнь общества и создания для этого определенных условий. Т.А. Кардон считает, что социальная устойчивость студента представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя способность противостоять негативному влиянию окружающей среды, критически оценивать свои поступки, принимать правильные решения в ситуации выбора [3]. Ж. М. Омарханова, Р. М. Мусин находят механизм сбалансированного взаимодействия технических возможностей общества и его морально-этических регуляторов в качестве основы теории социальной устойчивости личности [5, с. 63].

Для Цитирования:
Резник Семен Давыдович, Черниковская Марина Витальевна, Экономическая самостоятельность российских студентов как драйвер их успешной карьерной траектории. Кадровик. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: