Одной из актуальных проблем развития российской экономики на современном этапе является обеспечение ее рабочими кадрами. Решение данной проблемы сегодня возложено на среднее профессиональное образование, поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) внес существенные изменения в структуру системы профессионального образования (СПО), включив в систему среднего профессионального образования ранее существовавшее начальное профессиональное образование, готовившее рабочие кадры. Но система СПО оказалась не готова к массовой подготовке рабочих кадров, т.к. многие годы ориентировалась на подготовку специалистов среднего звена. Противоречия в системе профессионального образования, необходимость изменений в ответ на современные вызовы и неизбежности обновления парадигмы обозначил и обосновал А.Г. Кислов [1, с. 31–34].
В процессе подготовки рабочих кадров ключевой фигурой является мастер производственного обучения. В настоящее время по данным Министерства образования и науки РФ их общая численность составляет порядка 40 тыс. [2, с. 2]. Но имеются основания полагать, что есть тенденция к снижению их численности по многим причинам, в том числе и связанным с условиями труда, включая размер заработной платы.
Современные вызовы требуют переосмысления значения и роли мастера производственного обучения в воспроизводстве рабочих кадров, определения вектора развития рассматриваемой категории работников.
Следует отметить, что процесс подготовки мастеров производственного обучения и условия их труда в значительной части опираются на советскую модель, рассчитанную на плановую экономику. В современных условиях требуется иной подход, включающий обеспечение профессиональной мобильности, гибкость в организации труда и формирования компетенций, способность работать под заказ и в условиях сетевого взаимодействия с промышленными предприятиями, что обеспечит перенос процесса обучения в сферу производства и снизит затратность на процесс подготовки.