По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Эффективные контракты и оплата труда преподавателей высших учебных заведений

Аксенова Галина Николаевна канд. филол. наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, Алтайский государственный университет, 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 61, E-mail: aksenova-galina@inbox.ru
Киселева Елена Викторовна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, Алтайский государственный университет, 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 61, E-mail: elenvik@inbox.ru

В настоящее время система оплаты труда играет важную роль в привлечении высококвалифицированных специалистов для улучшения качества предоставляемых образовательных услуг. Изменения в государственной политике Российской Федерации по повышению и созданию прозрачного механизма оплаты труда в бюджетных организациях диктуют новые условия существования образовательной организации. На сегодняшний момент исследуются актуальные проблемы, которые затрагивают вопросы перехода на эффективные контракты, которые позволяют изменить систему оплаты труда. В статье рассмотрены очевидные недостатки эффективных контрактов, которые сокращают уровень защиты трудовых прав преподавателя высшего учебного заведения. Проанализированы статистические данные по регионам Российской Федерации в части роста заработных плат преподавателей высших учебных заведений, а также существенные проблемы для преподавательского состава от реализации эффективных контрактов.

Литература:

1. Шафранова О.Е. Эффективный контракт — эффективный преподаватель? // Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии Амурский государственный университет. — 2015. — С. 141–145.

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/itog-monitor01-20.htm (дата обращения: 27.04.2020).

3. Курбатова М.В. Эффективный контракт преподавателя: эффекты реализации проекта / Доклад на XVIII ежегодной международной конференции из цикла «Леонтьевские чтения» «Институциональная экономическая теория: история, проблемы и перспективы». — СПб., 15–16 февраля 2019 г.

4. Шапкин В.В., Школяр Л.В. Эффективен ли эффективный контракт преподавателя вуза? // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2019. — №3 (30). — С. 106–112.

5. Целищева Е.Ф. Проблемы перехода на эффективный трудовой контракт в муниципальных образовательных учреждениях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2015. — № 7. — С. 56–59.

6. Чучкалова Е.В., Лордкипанидзе М.Г. Некоторые проблемы введения эффективных контрактов в высших учебных заведениях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2017. — №4. — С. 47–51.

7. Кадыров Ф.Н. Цели и задачи «эффективного контракта»: идеология и проблемы внедрения // Экономика науки. — 2015. — №3. — С. 180–197.

8. Буянова А.В. Место стимулирующих выплат в системе оплаты труда работников бюджетной сферы // Проблемы экономики и юридической практики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-stimuliruyuschih-vyplat-v-sisteme-oplaty-truda-rabotnikov-byudzhetnoy-sfery.

Повышение качества высшего образования в России является приоритетной задачей государства. Ежегодно появляются множество нормативно-правовых актов, которые направлены на улучшение системы всего образования в стране. Некоторые из них действительно имеют положительные результаты, легко реализуются и практически не имеют недостатков, но есть и такие, которые, по мнению в первую очередь преподавателей, только вредят профессиональной деятельности.

В последние годы в России произошли значительные изменения в сфере оплаты труда преподавателей высших учебных заведений. Главным образом указанные изменения сформулированы в указе президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной программы». В указе президента РФ предлагалось заменить академический контракт преподавателя высшего учебного заведения эффективным контрактом, на основании которого заработная плата преподавателя высшего учебного заведения стала напрямую зависеть от стимулирующих выплат, которые, в свою очередь, определяются показателями и критериями оценки эффективности деятельности преподавателей.

Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда» (указ президента РФ от 07.05.2012 №597).

Традиционно эффективность деятельности определяется соотношением между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. В идеале наивысшая эффективность обусловлена достижением максимального результата при минимальных затратах. Результатом деятельности университета является качественное образование его выпускников.

Для Цитирования:
Аксенова Галина Николаевна, Киселева Елена Викторовна, Эффективные контракты и оплата труда преподавателей высших учебных заведений. Кадровик. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: