По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Эффективность групповой работы в управлении

Канарейко Диана Александровна преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, 628412, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1, E-mail: kanareiko_da@surgu.ru

Групповая работа в управлении — универсальный инструмент, который можно и нужно использовать на разных этапах управления проектами. Это требует от менеджера системной подготовки в проектировании групповой работы для длительного взаимодействия и знаний быстрого командообразования для решения небольших задач в части занятия. В статье представлены результаты исследования, которые развеют мифы о групповой работе, рассмотрены принципы групповой динамики, а также составлена формула идеальной команды. Важно понимать, как сформировать эффективную команду и управлять групповой динамикой, какие приемы командного взаимодействия использовать на разных этапах управления, как сохранить баланс индивидуальной и групповой работы. В этой связи в данном исследовании рассмотрены данные об эффективности проектной работы и ее преимуществах, как грамотно организовать групповую работу, как работать над вовлеченностью каждого участника команды, как оценить эффективность групповой работы.

Литература:

1. Isahakyan H. Project work-based education in the context of critical thinking// Актуальные научные исследования в современном мире. — 2020.— №12-7 (68). — С. 7–9.

2. Privalov D. V., Privalova Yu. V., Korsakova T. V. Strategic approach to project management // Management in Economic and Social Systems. — 2021. — № 4 (10). — С. 47–52.

3. Иванова Е. А. Дизайн-мышления в проектном обучении средствами технологий электронного обучения // Современное образование: традиции и инновации. — 2020. — № 2. — С. 253–256.

4. Семенкова Е.В. Проектный подход как технология практико-ориентированного обучения // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2017. — № 1 (91).— С.48–55.

5. Грошев А.Р. Ширинкина Е.В. Формирование модели навыков будущего в условиях цифровизации // Кадровик. — 2022. — № 1. — С. 69–78.

6. Андрианов, А.М. Об актуальности применения проектного обучения на примере проектного командного обучения (ПКО) // Системы компьютерной математики и их приложения. — 2020.— № 21. — С. 360–367.

7. Черненко О. Б. Процессное управление и проектный подход при управлении развитием компании // Вестник Академии знаний. — 2019. — №34 (5). — С. 253–259.

8. Ширинкина Е.В. Индикаторы эффективности управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент систем управления. — 2017. — Т. 24. — №2. — С. 51–56.

9. Plashchevaya E. V. Application of the project method in the process of teaching physics in the conditions of implementation of the federal state educational system // ColloquiumJournal.— 2020. — № 11-5 (63). — С. 52–59.

10. Галченко, А. С., Габова М.П., Софьина В.Н., Расторгуева П.А. Проектное обучение студентов и руководителей как условие эффективного обучения проектному управлению // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2018. — Т. 2. — С. 161–163.

11. Ширинкина Е. В. Обучающаяся организация — модель переподготовки персонала как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего // Кадровик. — 2021. — № 11. — С. 104–112.

12. Дементьев В. В. Проектное управление в системе стратегического управления // Бюджет. — 2012. — № 9.— С. 32–35.

13. Ширинкина Е. В. Изменения образовательных технологий корпоративного обучения в цифровой экономике // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. — 2020. — Т.30. — № 1. — С. 67–71.

14. Podpovetnaya Yu.V., Najmiddinov A. M., Ovsyanitskaya L. Yu., Podpovetny A.D. Model of project management in the digital educational environment of the university // Bulletin of the South Ural State University. Series: Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics. — 2022. — Т. 22. — № 4. — С. 96–108.

Термины «команда» и «группа» в данном исследовании используются как синонимы, однако разница между их определениями есть. Основное отличие состоит в том, что команда — это более развитая и сплотившаяся группа, участники которой дополняют друг друга и преследуют общую цель. Группа может образоваться стихийно, а команда — всегда целенаправленное объединение.

Дэвид Райт в книге «Мифы и реальность групповой работы» (The Myths and Realities of Teamwork) выделил несколько распространенных заблуждений [1, 2]:

Заблуждение 1. Лучше подбирать в команду похожих по темпераменту людей.

Как показывает практика, сила команды — в разнообразии. Решение задач требует как генераторов идей, так и размеренных исполнителей. Экстраверт и интроверт, дипломатичный делец и бескомпромиссный боец — хорошая команда агрегирует сильные стороны разных личностей. В групповой работе важен верно подобранный состав участников.

Заблуждение 2. В идеальной команде не бывает конфликтов.

Человек не может взаимодействовать с другим человеком без конфликтов. Более того, способность к конфликту определяет мотивационную сферу человека.

Льюис Козер, один из пионеров социологии конфликта, отмечал: «Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями [3, 4]. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и ее устойчивого существования».

Грамотный преподаватель направляет энергию конфликта во благо. Он устанавливает рамки допустимого, следит за соблюдением границ и выступает модератором споров. В такой команде люди чувствуют себя защищенно, не боятся высказывать смелые предложения и адекватно реагируют на критику. Тогда конфликт не разрушит команду— наоборот, соприкосновение с различными точками зрения повысит результативность ее работы или станет источником неожиданного решения.

Заблуждение 3. Большинству людей нравится командная работа.

Для Цитирования:
Канарейко Диана Александровна, Эффективность групповой работы в управлении. Кадровик. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: