По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.74

Драйверы цифровой трансформации в образовании, используемые в обучении

Ташкинов Алексей Григорьевич начальник Координационно-методического центра внедрения цифровой экономики, УИТ АО «Пермский завод «Машиностроитель», канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления промышленным производством, Е-mail: alekss.perm@gmail.com
Гуреева Елена Григорьевна канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления промышленным производством, E-mail: egliman@mail.ru, ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

В данной статье авторы, опираясь на обзор литературы, рассматривают ключевые факторы, способствующие цифровой трансформации в сфере образования. Эти факторы были сгруппированы по категориям и соотнесены с решаемыми задачами. В работе оценена ценена активность системы высшего образования в контексте цифровой трансформации с 2020 по 2023 г., описана новая образовательная парадигма, основанная на использовании соответствующих цифровых компетенций. Она требует постоянного совершенствования навыков, повышения квалификации, а также переподготовки и повторного обучения всех заинтересованных сторон.

Литература:

1. Цифровая экономика: 2024: краткий статистический сборник / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2024. — 124 с.

2. Gureeva E.G., Тashkinov A.G. Promotion and implementation of digital competencies among students in the context of digital transformation // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки = PNRPU Sociology and Economics Bulletin. — 2024. — № 4 — С 261–277.

3. Connect. Мир информационных технологий [Электронный ресурс]. — URL: https://www.connect-wit.ru/izdaniya.html (дата обращения: 13.01.2025).

4. Oliveira K. K. S., Souza R. A. C. (2020). Habilitadores da transformação digital em direção à Educação 4.0.RENOTE, 18(1). https://doi.org/10.22456/16791916.106012.

5. D. Ifenthaler, S. Hofhues, M. Egloffstein, and C. Helbig, Eds., Digital Transformation of Learning Organizations. — Cham: Springer International Publishing, 2021.

6. Ташкинов А. Г. Процессы управления изменениями в контексте цифровой трансформации предприятия // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2024. — Т. 21. — № 5 (137). — С. 210–217.

7. Ташкинов А. Г. Формирование цифровых компетенций персонала в контексте цифровой трансформации предприятия // Кадровик. — 2024. — № 4. — С. 58–63.

8. Гуреева Е. Г., Гуреев К. А. Надпрофессиональные компетенции: пространственная и временная дифференциация / Под общ. ред. Ж. А. Мингалевой; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Перм. нац. исслед. политехн. ун-т // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно ориентированной экономики: материалы ХIV Междунар. науч.-практ. конф., (г. Пермь, 29 мая 2024 г.) — Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2024. — С. 106–113.

9. Цифровая трансформация экономики: Учебное пособие / Под ред. В. И. Абрамова, О. Л. Головина. — МИФИ, 2020. — 252 с

10. Панкратова О. П. Дистанционное обучение как одна из форм организации университетского электронного образования / О. П. Панкратова, Е. А. Конопко // Ноосферные исследования. — 2021. — № 2. — С. 36–43.

Распространение цифровых технологий вызывает глубокие изменения в сфере образования. В сфере профессионального преподавания и обучения такие явления цифровизации, как замена рабочих мест и профессий с помощью технологий, быстрая эволюция профессиональных профилей и описаний должностей и обучение цифровым рабочим местам, приобретают все большее значение. Учителя, тренеры и педагогические специалисты должны использовать цифровые технологии не только как мощный инструмент управления и коммуникации, но и как значимый актив для преподавания и обучения. Цифровые технологии формируют знания и зачастую сами являются предметом преподавания и обучения.

Проекты цифровой трансформации в сфере образования могут принести несколько преимуществ заинтересованным сторонам учебного заведения, таких как улучшение доступа к информации, доступность контента, креативность и цифровое производство, а также сотрудничество и обмен между студентами и профессорско-преподавательским составом.

Цифровые технологии формируют знания и зачастую сами являются предметом преподавания и обучения.

Заинтересованность в цифровой трансформации в первую очередь можно подтвердить затратами на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП, которое составляет не менее 3,4–3,8. В рамках раздела «Обеспечение цифровой трансформации государственного управления» федерального проекта «Цифровое государственное управление» разработана и совершенствуется методология статистических наблюдений и организованы измерения параметров развития цифровой экономики. Из разнообразных направлений оценок развития цифровой экономики можно выделить статистические данные по ключевым укрупненным группам направлений подготовки и специальностей с 2020 по 2023 г. [1].

Как видно, многоуровневая система высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) активно включается в подготовку кадров в области цифровых технологий и производства связанных с ними продуктов и услуг. В целом благодаря федеральному проекту на начало 2020/21 учебного года произошел рост в 13,7 раза по сравнению с предыдущим периодом численности студентов учебных заведений, получающих подготовку в области цифровых технологий и производства связанных с ними продуктов. Соответственно, на начало 2020/21 учебного года индекс роста составил 2,3 (рис. 1) [2].

Для Цитирования:
Ташкинов Алексей Григорьевич, Гуреева Елена Григорьевна, Драйверы цифровой трансформации в образовании, используемые в обучении. Кадровик. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: