По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Доверие как необходимый элемент имиджа работодателя (правовой аспект)

Погодина Ирина Владимировна канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права и таможенной деятельности, Юридический институт Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых» (ВлГУ), E-mail: ipogodina@vlsu.ru
Акатов Александр Александрович студент, Юридический институт Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых» (ВлГУ), E-mail: aka-alex1209@mail.ru

В статье рассматриваются имидж и репутация работодателя и доверие как их необходимый элемент. Акцент сделан на правовых факторах. Показывается зависимость имиджа и репутации работодателя на рынке труда от соблюдения правовых норм, а также важность открытых источников информации об организации и/или работодателе, исходя из которых соискатель вакансии будет решать вопрос о возможном трудоустройстве.

Литература:

1. Лучший работодатель — 2021 // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/luchshii-rabotodatel-2021 (дата обращения: 25.12.2021).

2. M. Rybaczewska, L. Sparks, Ł.Sułkowski, Consumers’ purchase decisions and employer image // Journal of Retailing and Consumer Services, 2020 Vol. 55, Р. 102–123, ISSN 0969-6989, https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2020.102123.

3. Яркова С. А., Романцова Ю. Д., Якимова Л. Д., Малахова А. А. Анализ формирования имиджа организации-работодателя на рынке труда как фактора привлечения потенциальных работников // Сибирский журнал экономики и менеджмента. 2018. № 2 (7). C. 9.

4. Филиппова С. Ю., Харитонова Ю. С. Имидж коммерсанта: правовое регулирование и способы охраны. — М.: Статут, 2018. С. 12.

5. Алексеева, Е. П. Формирование репутации компании как работодателя/ Е.П. Алексеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 6. С. 212.

6. Tkalac VerčičA., Sinčić Ćorić D. The relationship between reputation, employer branding and corporate social responsibility // Public Relations Review, 2018, Vol. 44, Is. 4, P. 444–452. ISSN 0363-8111. https://doi.org/10.1016/j. pubrev.2018.06.005.

7. Stockman S., Van Hoye G., da Motta Veiga S. Negative word-of-mouth and applicant attraction: The role of employer brand equity // Journal of Vocational Behavior, 2020, Vol. 118, Р. 103–368, ISSN 0001-8791, https://doi.org/10.1016/j. jvb.2019.103368.

8. Ek Styvén M., Näppä A., Mariani M., Nataraajan R. Employee perceptions of employers’ creativity and innovation: Implications for employer attractiveness and branding in tourism and hospitality // Journal of Business Research, 2022, Vol.141, P. 290–298. ISSN 0148-2963. https://doi. org/10.1016/j.jbusres.2021.12.038.

9. Пуляева В. Н. Роль ценностного предложения работодателя в формировании HR-бренда // Экономика, предпринимательство и право. 2020. №3 (10). С. 660.

10. Martin G. Driving corporate reputations from the inside: A strategic role and strategic dilemmas for HR? // Asia Pacific Journal of Human Resources, 2009 47 (2), pp. 219–235.

11. Xu A.J. Loi R. Ngo H.-Y. Ethical Leadership Behavior and Employee Justice Perceptions: The Mediating Role of Trust in Organization // Journal of Business Ethics Т. 134, Вып. 3, Р. 493–5041 March 2016 ISSN 01674544. doi 10.1007/ s10551-014-2457-4.

12. Пеша А. В. Ценностное предложение работодателя // Human progress. 2016. № 12 (2). С. 2.

13. Яницкая Л. М. Employee value proposition — основа формирования и продвижения имиджа работодателя // Журналiстыка — 2017: стан, праблемы i перспектывы матэрыялы 19-й Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. Минск. Изд.: Белорусского государственного университета. 2017. С. 170–171.

14. Каменев Н. О. Корпоративная социальная ответственность как инструмент формирования имиджа компании // Язык и социальная динамика. 2014. № 14 (2). С. 24–25.

15. Тарасова А. Н. Проблема доверия в отношениях «работодатель — работник» / А. Н. Тарасова, Е. В. Андрианова // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 647.

16. Гурова И. П., Корчагина Н. А. Понятие доверия в экономических отношениях // Власть. 2011. № 5. C. 50.

17. Warnock-Smith D., Cameron D., O’Connell J. F., Organisational trust: Acase application in the air transport sector // Transport Policy, 2020, Vol. 88, P. 69-78,ISSN 0967-070X,https://doi.org/10.1016/j. tranpol.2020.01.004.

18. Суханов Е. А. Роль уставного капитала в корпорациях // Вестник НГУ. 2012. № 8 (2). C. 225–227.

19. Структура акционеров Сбербанка // СБЕР БАНК [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/ ru/investor-relations/share-profile (дата обращения: 14.02.2022).

20. Структура акционерного капитала ПАО «Газпром» // ГАЗПРОМ [Электронный ресурс]. — URL: https://www. gazprom.ru/investors/stock/structure/ (дата обращения: 14.02.2022).

21. Рейтинги банков // Banki.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 26.12.2021).

22. 100 надежных российских банков — 2021 // Forbes [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/rating/424063-100-nadezhnyh-rossiyskih-bankov-2021-reyting-forbes (дата обращения: 26.12.2021).

23. Результаты опроса соискателей в 2021 году [Электронный ресурс]. URL: https://rating.hh.ru/history/ poll2021/?col=number&sort=1 (дата обращения: 13.03.2022).

24. Наш вклад в развитие общества // СБЕРБАНК [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/ru/sustainability/society (дата обращения: 14.02.2022).

25. Zhan Y., Noe R. A., Klein H. J. How can organizations operating in a negative reputation industry attract job seekers? // Journal of Vocational Behavior, 2022, Vol. 132, 103661, ISSN 0001-8791, https://doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103661.

В декабре 2021 г. ВЦИОМ представил данные опроса о наиболее привлекательных работодателях для потенциальных работников [1]. На первом месте в общем рейтинге оказалась компания «Газпром», а лидирует в рейтинге опрошенной молодежи (от 18 до 24 лет) Сбербанк. Анализ факторов, которые влияют на имидж и репутацию работодателя, поможет сформулировать выводы-рекомендации для организаций, желающих увеличить свой штат квалифицированными, перспективными и успешными специалистами.

Категория «имидж работодателя» достаточно широко изучена в литературе. Сила имиджа компании как работодателя была выявлена в различных секторах. Исследования показывают его влияние на найм, привлечение соискателей, а также удовлетворенность работой. В настоящее время становится популярен новый взгляд на имидж работодателя. Например, M. Rybaczewska, L. Sparks, Ł. Sułkowski исследуют имидж работодателя во взаимосвязи с решениями потребителей о покупках [2], ведь имидж связан с доступом к квалифицированным сотрудникам и, следовательно, с качеством обслуживания, предоставляемого клиентам.

Под имиджем работодателя в маркетинге понимается комплекс определенных мероприятий, производимых компанией, направленных на формирование ее позитивного образа с целью привлечения к ней внимания со стороны потенциальных соискателей [3]. Под имиджем также можно понимать мнение широкой публики о престиже организации, ее продуктах и услугах [4].

Образ компании (employer-brand), по мнению Е. П. Алексеевой, — сформированная годами репутация компании как работодателя, благодаря которой она воспринимается как наилучшее место работы, когда заинтересованные лица данной компании признают ее успех [5]. Многие авторы согласны с тем, что заинтересованные стороны принимают решения с учетом репутации организации [6].

Итак, имидж компании и ее репутация как работодателя находятся в одном информационном пространстве. Термины отличаются друг от друга. Хотя концепция имиджа и репутации широко используется в различных дисциплинах и в исследованиях, но до сих пор нет общепризнанных определений. В настоящем исследовании не ставится задачи определить термины, а презюмируется, что доверие — это часть имиджа и репутации организации как работодателя. От репутации зависит уровень доверия к организации, а высокий уровень такового есть одна из необходимых характеристик успешно построенного имиджа работодателя.

Для Цитирования:
Погодина Ирина Владимировна, Акатов Александр Александрович, Доверие как необходимый элемент имиджа работодателя (правовой аспект). Кадровик. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: