По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Досудебная (претензионная) работа гостиничной организации с потребителями

А. С. Кусков председатель Саратовской региональной общественной организации «Центр правовой защиты потребителей», заместитель председателя Ассоциации туристских кафедр высших учебных заведений Приволжского федерального округа, кандидат культурологии, Е-mail: askuskov@mail.ru

На основе анализа законодательства, результатов научных исследований, материалов судебной и предпринимательской практики анализируются содержание и особенности досудебной (претензионной) работы гостиничных организаций с потребителями. Особое внимание уделено необходимости соблюдения как процессуальных (нормативно-правовых), так и процедурных правил реализации досудебного порядка урегулирования споров. Делаются выводы о значимости претензионного порядка урегулирования споров для потребителей и гостиничных организаций, направлениях дальнейшего совершения досудебной (претензионной) работы гостиничных организаций с претензиями потребителей.

Литература:

1. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 14.07.2022 № 318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2021.— №8.

3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I (в ред. от 14.07.2022 № 266-ФЗ) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2012. — № 9.

5. Гражданский кодекс РФ от 30.01.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 14.07.2022 № 354-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

6. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 47. — Ст. 7552.

7. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (в ред. от 28.05.2022 № 148) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 49. — Ст. 5491.

8. Баранов, С. Ю. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей: монография. — М.: Статут, 2014. — 160 с.

9. Носырева, Е. И. Вопросы доказывания, возникающие в связи с использованием примирительных процедур / Е. И. Носырева // Вестник гражданского процесса. — 2019.— Т. 9. — № 1. — С. 238–253.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2015. — № 8.

1. Civil Procedure Code of the Russian Federation dated November 14, 2002 No. 138-FZ (as amended on July 14, 2022 No. 318-FZ). Collection of Legislation of the Russian Federation, 2002. No. 46. Art. 4532

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 22, 2021 No. 18 "On some issues of pre-trial settlement of disputes considered in civil and arbitration proceedings". Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation, 2021. No. 8.

3. Law of the Russian Federation of February 7, 1992 No. 2300-I (as amended on July 14, 2022 No. 266-FZ) "On the Protection of Consumer Rights". Vedomosti SND RF and RF Armed Forces, 1992. No. 15. Art. 766.

4. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 28, 2012 No. 17 "On consideration by the courts of civil cases on disputes about the protection of consumer rights". Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation, 2012. No. 9.

5. The Civil Code of the Russian Federation of January 30, 1994 No. 51-FZ (as amended on July 14, 2022 No. 354-FZ). Collection of Legislation of the Russian Federation, 1994. No. 32. Art. 3301.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of November 18, 2020 No. 1853 "On approval of the Rules for the provision of hotel services in the Russian Federation". Collected Legislation of the Russian Federation, 2020. No. 47. Art. 7552.

7. Federal Law of November 24, 1996 No. 132-FZ (as amended on May 28, 2022 No. 148) "On the Basics of Tourism Activities in the Russian Federation". Collection of Legislation of the Russian Federation, 1996. No. 49. Art. 5491.

8. Baranov, S. Yu. Civil law means of protecting consumer rights: monograph. M: Statute, 2014. 160 p.

9. Nosyreva, E. I. Issues of proof arising in connection with the use of conciliation procedures. E. I. Nosyreva. Bulletin of civil procedure, 2019. Vol. 9. No. 1. Pp. 238–253.

10. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 23, 2015 No. 25 "On the application by the courts of certain provisions of Section I of Part One of the Civil Code of the Russian Federation". Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation, 2015. No. 8.

Эффективность деятельности любой организации, оказывающей услуги в сфере гостеприимства, определяется не только сугубо экономическими показателями, но и умением ее персонала разрешать спорные, конфликтные ситуации с потребителями, организовывать работу с ними в рамках досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров, находить общий язык с так называемыми потребителями-экстремистами. Вполне очевидно, что грамотно организованная работа с претензиями потребителей, с одной стороны, позволит организации минимизировать риски перевода конфликта в судебную стадию его разрешения, а с другой стороны, еще и, как это ни странно прозвучит, повысит уровень лояльности и доверия потребителей к организации.

В представленной работе на основе анализа действующего законодательства, сложившихся обычаев делового оборота, материалов судебной практики и практики ведения гостиничного и туристского бизнеса исследованы особенности досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров с потребителями гостиничных услуг, выработаны рекомендации персоналу гостиничных организаций по эффективной организации взаимодействия с потребителями при попытках злоупотребления последними своим правом.

Особенностям реализации досудебного (претензионного) урегулирования споров уделяется значительное внимание в научной и учебной литературе. Уже несколько десятилетий ведутся жаркие дискуссии относительно обязательности или необязательности введения претензионного порядка в отношении всех категорий споров, в том числе и применительно к спорам с участием потребителей, в результате чего к настоящему моменту сформировались три подхода.

Первый подход предполагает введение обязательного досудебного (претензионного) порядка по всем категориям споров, что требует соответствующего законодательного закрепления. Такой подход активно развивают Р. Ю. Банников, В. В. Богдан, Д. Е. Зайков, Р. Ф. Каллистратова, М.И. Клеандров, Э. Г. Корнилов, В. В. Котлярова, А. Н. Кузбагаров, О. А. Мачучина, М. Е. Поскребнев, Л.Н. Ракитина, Е. Я. Савченко, А. Е. Шерстобитов, Я. Е. Щербакова.

Для Цитирования:
А. С. Кусков, Досудебная (претензионная) работа гостиничной организации с потребителями. Гостиничное дело. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: