По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.5; 378

Дополнительное профессиональное образование людей с инвалидностью как механизм развития сельских территорий

Новиков Владимир Геннадьевич д-р экон. наук, профессор, член-корреспондент РАН, ректор, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», 111622, г. Москва, ул. Оренбургская, д. 15б, E-mail: v.g.novikov@bk.ru
Гридасова Елена Алексеевна канд. пед. наук, доцент кафедры агробиотехнологий и наукоемких способов сельскохозяйственного производства, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», 111622, г. Москва, ул. Оренбургская, д. 15б, E-mail: elenagridasova@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы профориентации и вовлечения людей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, проживающих на сельских территориях, в трудовую деятельность. Раскрывается влияние особенностей сельских территорий на социализацию инвалидов и их включенность в экономические виды деятельности. Обосновывается целесообразность получения людьми с инвалидностью дополнительного профессионального образования, и раскрываются специфические особенности реализации программ дополнительного профессионального образования в инклюзивном формате. Проводится связь между дополнительным профессиональным образованием, развитием альтернативных видов занятости и комплексным развитием сельских территорий.

Литература:

1. Серова Е.В., Янбых Р.Г., Абдолова С.Н., Акимова В.В., Арефьева В.А., Елманова Д.C., Котомина М.А., Липски С.А., Наумов А.С., Никулина Ю.Н., Полякова А.Г., Попова О.А., Рубанов И.Н. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2018 году // Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. — Вып. 6. — 224 с. (С. 35).

Спецификой сельских территорий является редкая сеть сельских поселений в ряде субъектов Российской Федерации. Например, в Дальневосточном федеральном округе на 1000 кв. км приходится одно-два сельских поселения, а в субъектах Российской Федерации, относящихся к Крайнему Северу, одно сельское поселение приходится на сотни тысяч квадратных километров территории. Вместе с тем в Центральном, Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах на 1000 кв. км приходится более десяти сельских поселений [1].

В 30 % всех сельских поселений России численность населения составляет менее 2000 жителей. Более 17 % всех сельских поселений насчитывает менее 500 жителей[1].

По данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения, в 2021 г. составила 79,6 человек. Доля инвалидов трудоспособного возраста составляет около 30% от общей численности. В малочисленных регионах проживает небольшое количество инвалидов, а численность инвалидов трудоспособного возраста в редконаселенных сельских поселениях может быть совсем незначительной.

Основной целью государства является повышение уровня и качества жизни граждан вне зависимости от территории их проживания. Одна из задач государства — обеспечение функционирования общества и экономики на всех территориях, независимо от плотности и контингента населения.

Между тем проблема создания доступной среды в сельских территориях стоит намного острее, чем в городе. В городах с высокой плотностью населения доступная среда создается для всех маломобильных групп населения, включая инвалидов. Ресурсы направлены на обеспечение доступности группам людей в соответствии с характером нозологии (для лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) и особенностями ограничения жизнедеятельности. Доступная среда создается на всех объектах социальной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность и обслуживание населения: здравоохранения, образования, социального обеспечения, потребительского рынка, культуры, досуга, физической культуры и спорта и иных. Лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды, проживающие в городах, имеют возможность общения и взаимодействия в различных объединениях, сообществах, могут выбирать наиболее благоприятное место жительства, учебы, посещать культурно-развлекательные мероприятия, учреждения культуры, удовлетворять духовные потребности, вести активный образ жизни в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Для Цитирования:
Новиков Владимир Геннадьевич, Гридасова Елена Алексеевна, Дополнительное профессиональное образование людей с инвалидностью как механизм развития сельских территорий. Кадровик. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: