По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Дистанционный формат работы и развитие компетенций студентов в условиях пандемии COVID-19

Пеша Анастасия Владимировна канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики труда и управления, Уральский государственный экономический университет, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, E-mail: myrabota2011@gmail.com
Камарова Татьяна Александровна старший преподаватель, кафедра экономики труда и управления, Уральский государственный экономический университет, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, E-mail: kta-2014@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования проблем и возможностей развития важных компетенций специалиста XXI века в период пандемии COVID-19 в условиях резкого перехода обучения в цифровую образовательную среду. Авторами в работе проведен анализ плюсов и минусов дистанционной формы работы для педагогов. В результате определен перечень ключевых действий вуза, необходимый для эффективного перехода на обучение в цифровой образовательной среде. Проведенный контент-анализ исследований последних лет относительно надпрофессиональных навыков и компетенций XXI века позволил сделать вывод, что их формирование при онлайн-обучении должно основываться на модернизации инструментов и подходов к организации учебного процесса, что требует большого количества инвестиций временных, финансовых и в развитие человеческого потенциала.

Литература:

1. Bakhshi H., Downing J.M., Osborne M.A., & Schneider P. The future of skills: Employment in 2030. London: Pearson and Nesta. — 2017.

2. Marler J.H., Parry E. Human resource management, strategic involvement and e-HRM technology // The International Journal of Human Resource Management. — 2016. — Т. 27, №19. — P. 2233–2253.

3. Камарова Т.А. Дистанционное обучение как инновационная форма образования // Международная научная конференция «Современные проблемы развития науки и образования» (13–15 октября 2014 г.): сборник научных статей: — Ер.: Изд-во РАУ, 2014. — 371 с. — С. 189–194.

4. Ananiadou K., & Claro M. 21st century skills and competences for new millennium learners in OECD countries. OECD Education Working Papers 41, OECD Publishing. — 2009.

5. Bridgstock R. The university and the knowledge network: A new educational model for twenty-first century learning and employability // Graduate employability in context. — Palgrave Macmillan, London, 2017. — P. 339–358.

6. Brooks C., Gibson S. Professional Learning in a Digital Age // Canadian Journal of Learning and Technology. — 2012. — Т. 38, №2. — P. n2.

7. Popenici S.A.D., Kerr S. Exploring the impact of artificial intelligence on teaching and learning in higher education // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. — 2017. — Т. 12, №1. — P. 22.

8. Nilles J.M. Making telecommuting happen: A guide for telemanagers and telecommuters. New York: Van Nostrand Reinhold. — 1994.

9. Frey C.B., Osborne M.A. The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? // Technological forecasting and social change. — 2017. — Т. 114. — С. 254–280.

10. Одегов В.Н., Павлова В. В. Трансформация труда: 6-й технологический уклад, цифровая экономика и тренды изменения занятости // Уровень жизни населения регионов России. — 2017. — №4 (206).

11. Пеша А.В. Влияние нестандартных форм занятости на физическое и психосоциальное здоровье женщин. Обзор исследований // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2018. — №4.

12. Bailey D.E., Kurland N.B. A review of telework research: Findings, new directions, and lessons for the study of modern work // Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior. — 2002. — Т. 23, №4. — Р. 383–400.

13. Hutchinson D. Work-life balance in the workplace // Diversity and inclusion in the global workplace. — Palgrave Macmillan, Cham, 2018. — Р. 185–200.

14. Bloom N. et al. Does working from home work? Evidence from a Chinese experiment // The Quarterly Journal of Economics. — 2015. — Т. 130, №1. — Р. 165–218.

15. Becker S.O., Muendler M.A. Trade and tasks: an exploration over three decades in Germany // Economic Policy. — 2015. — Т. 30, №84. — Р. 589–641.

16. Kochhar R. New, emerging jobs and the green economy are boosting demand for analytical skills, 2020. URL: https://pewrsr.ch/2Un8CmG ( д ат а обращения: 04.04.2020).

17. Shahverdyan N. State of Remote Work in 2019.— 2020. URL: https://krisp.ai/blog/state-of-remote-work-2019/ (дата обращения: 04.04.2020).

18. Bridgstock R., Jackson D. Strategic institutional approaches to graduate employability: navigating meanings, measurements and what really matters //Journal of Higher Education Policy and Management. — 2019. — Т. 41, №5. — Р. 468–484.

19. Cinque M. Comparative analysis on the state of the art of Soft Skill identification and training in Europe and some Third Countries // Speech at “Soft Skills and their role in employability — New perspectives in teaching, assessment and certification”, workshop in Bertinoro, FC, Italy. — 2015.

20. Nagler C. Empirische A nalyse Methoden zur Bewertung der Kompetenzen und Effektivitаt der Arbeits im Vergleich. Hamburg. — 2011.

21. Posner B.Z. What it takes to be a good project manager. Project Management Journal. 1987. — №1. — Р. 51–54.

22. Succi C., & Canovi, M. Soft skills to enhance graduate employability: comparing students and employers’ perceptions. Studies in Higher Education. — 2019. — Р. 1–14.

23. Horvаth I. Digital Life Gap between students and lecturers // 2016 7th IEEE International Conference on Cognitive Infocommunications (CogInfoCom).— IEEE, 2016. — Р. 000353–000358.

24. Wei L., Hindman D.B. Does the digital divide matter more? Comparing the effects of new media and old media use on the education-based knowledge gap // Mass Communication and Society. — 2011. — Т. 14, №2. — С. 216–235.

25. Jackson D. Re-conceptualising graduate employability: The importance of pre-professional identity // Higher Education Research & Development. — 2016. — Т. 35, №5. — Р. 925–939.

26. Visvizi A., Lytras M.D., Daniela L. (Re) defining smart education: Towards dynamic education and information systems for innovation networks // Enhancing knowledge discovery and innovation in the digital era. — IGI Global, 2018. — Р. 1–12.

27. Zhu Z.T., Yu M.H., Riezebos P.A research framework of smart education // Smart learning environments. — 2016. — Т. 3, №1. — С. 4.

28. Wang Y., Lavonen J., Tirri K. Aims for learning 21st century competencies in national primary science curricula in China and Finland // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. — 2018. — Т. 14, №6. — С. 2081–2095.

29. Marler J.H., Parry E. Human resource management, strategic involvement and e-HRM technology // The International Journal of Human Resource Management.— 2016. — Т. 27, №19. — Р. 2233–2253.

30. Nazari S., Naghavi M. A study on electronic human resource management at the Central Bank and effectiveness of human resources management system // European Journal of Business and Management. — 2015. — Т. 7, №10. — Р. 290–299.

31. International Labour Office. Skills and Employability Branch. Skills for a greener future: key findings. Geneva: ILO, 2019.

32. Pereira O.P. et al. Metacompetences: how important for Organizations? Analysis of a survey in Portugal //Regional and Sectoral Economic Studies. — 2013. — Т. 13, №2. — Р. 73–88.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07435 «Теоретико-методологические аспекты формирования надпрофессиональных компетенций студентов высших учебных заведений».

Стремительное технологическое развитие, появление и повсеместное распространение искусственного интеллекта, роботизации, программного обеспечения и социальных сетей кардинально влияют на экономическую и социальную жизнь людей всего мира [1]. Наблюдаемая динамика технологического развития оказывает мгновенное влияние на структуру рынка труда. Трансформируется занятость, появились новые виды занятости, в том числе дистанционная, интернет-занятость, виртуальная занятость, гиг-работа, самозанятость. Меняется отраслевая структура экономики, принимают другой вид и ключевые подходы к управлению персоналом [2]. Современные работодатели ориентированы на прием сотрудников, готовых к новым технологическим, экономическим и социально-психологическим вызовам, обладающих компетенциями, которые обеспечивают адаптивность и мобильность при решении стоящих задач и работе в неопределенных и быстро изменяющихся условиях.

Цифровые технологии открывают горизонты масштабных изменений высшего образования как с точки зрения возможностей совершенствования образовательной системы, так и с необходимостью фундаментальной модернизации бизнес-процессов, организационного дизайна, развития потенциала преподавателей [3–7]. Система высшего образования за прошедшее десятилетие изменилась кардинальным образом. Образование стало доступным, и благодаря дистанционным формам появилась возможность доступа к образовательному контенту в любой точке земного шара.

COVID-19 разрушает привычный для нас образ жизни, угрожая не только здоровью людей, но и приводя к серьезным потрясениям социально-политической и экономической жизни. Вызов 2020 г., охвативший весь мир, продиктовал новые условия жизни специалистам многих сфер деятельности, и не все оказались к нему одинаково готовы. Кризис оказал свое влияние на работу преподавателей вузов и на обучение, влияние пандемии беспрецедентно, а принимаем мы его все по-разному. Ведение учебных занятий в вузе вынужденно полностью перешло на цифровые образовательные платформы как основную среду профессионального обитания преподавателей. Ключевой вопрос, с которым мы сейчас сталкиваемся, насколько эффективен будет данный переход. Экстренная смена методического инструментария приводит к тому, что все материалы дорабатываются и апробируются уже в учебном процессе. Готовы ли преподаватели к дистанционному формату работы? Как дистанционно развивать и оценивать уровень развития компетенций студентов? Какие инновационные решения и технологические изменения должны сейчас приниматься правительством и руководством университетов в качестве эффективных мер реагирования на мировой вызов? С какими проблемами столкнулись педагоги и студенты и как противостоять негативному влиянию COVID-19? Вот вопросы, которые стали предметом дискуссий среди стейкхолдеров образовательного процесса.

Для Цитирования:
Пеша Анастасия Владимировна, Камарова Татьяна Александровна, Дистанционный формат работы и развитие компетенций студентов в условиях пандемии COVID-19. Кадровик. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: