Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07435 «Теоретико-методологические аспекты формирования надпрофессиональных компетенций студентов высших учебных заведений».
Стремительное технологическое развитие, появление и повсеместное распространение искусственного интеллекта, роботизации, программного обеспечения и социальных сетей кардинально влияют на экономическую и социальную жизнь людей всего мира [1]. Наблюдаемая динамика технологического развития оказывает мгновенное влияние на структуру рынка труда. Трансформируется занятость, появились новые виды занятости, в том числе дистанционная, интернет-занятость, виртуальная занятость, гиг-работа, самозанятость. Меняется отраслевая структура экономики, принимают другой вид и ключевые подходы к управлению персоналом [2]. Современные работодатели ориентированы на прием сотрудников, готовых к новым технологическим, экономическим и социально-психологическим вызовам, обладающих компетенциями, которые обеспечивают адаптивность и мобильность при решении стоящих задач и работе в неопределенных и быстро изменяющихся условиях.
Цифровые технологии открывают горизонты масштабных изменений высшего образования как с точки зрения возможностей совершенствования образовательной системы, так и с необходимостью фундаментальной модернизации бизнес-процессов, организационного дизайна, развития потенциала преподавателей [3–7]. Система высшего образования за прошедшее десятилетие изменилась кардинальным образом. Образование стало доступным, и благодаря дистанционным формам появилась возможность доступа к образовательному контенту в любой точке земного шара.
COVID-19 разрушает привычный для нас образ жизни, угрожая не только здоровью людей, но и приводя к серьезным потрясениям социально-политической и экономической жизни. Вызов 2020 г., охвативший весь мир, продиктовал новые условия жизни специалистам многих сфер деятельности, и не все оказались к нему одинаково готовы. Кризис оказал свое влияние на работу преподавателей вузов и на обучение, влияние пандемии беспрецедентно, а принимаем мы его все по-разному. Ведение учебных занятий в вузе вынужденно полностью перешло на цифровые образовательные платформы как основную среду профессионального обитания преподавателей. Ключевой вопрос, с которым мы сейчас сталкиваемся, насколько эффективен будет данный переход. Экстренная смена методического инструментария приводит к тому, что все материалы дорабатываются и апробируются уже в учебном процессе. Готовы ли преподаватели к дистанционному формату работы? Как дистанционно развивать и оценивать уровень развития компетенций студентов? Какие инновационные решения и технологические изменения должны сейчас приниматься правительством и руководством университетов в качестве эффективных мер реагирования на мировой вызов? С какими проблемами столкнулись педагоги и студенты и как противостоять негативному влиянию COVID-19? Вот вопросы, которые стали предметом дискуссий среди стейкхолдеров образовательного процесса.