В 2013 г., после традиционного для нашей страны труда надомников, появившегося еще в Кодексе законов о труде РСФСР 1922 г., Трудовой кодекс стал регулировать новую форму организации труда — дистанционный труд [1]. Потребность в дистанционной занятости резко возросла в 2020 г. из-за пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и вызвала потребность в изменении правовых подходов в регулировании данного явления, в результате чего глава 49.1 ТК РФ была обогащена понятием дистанционного (удаленного) труда и его регулированием как через соглашение сторон, так и в одностороннем порядке по инициативе работодателя [2].
Применительно к дистанционному труду многочисленные конфликты вызывает интерпретация фразы «работать на дому».
О продолжающейся востребованности данной формы занятости в 2021 г. говорит и статистика: так, выступая на заседании Комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей 24 марта 2021 г., замминистра труда и соцзащиты А. Пудов отметил, что на сегодняшний день более 3,5 млн жителей России продолжают работать дистанционно [3]. О намерении оставить около 30 % сотрудников Сбербанка в смешанном и удаленном режиме заявил и его глава Г. Греф [4].
Как показали результаты исследования, проведенного консалтинговой компанией BCG и альянсом рекрутинговых сервисов The Network при участии сервиса поиска работы HeadHunter, именно женщины как во всем мире, так и в России выражают более высокую заинтересованность в гибких подходах как к месту работы, так и к рабочему графику: лишь 13 % женщин-респондентов из России предпочли бы работу исключительно вне дома по сравнению с 22 % мужчин [5]. Данные статистики имеют вполне логическое объяснение — именно дистанционная занятость позволяет сократить время поездок на работу, дает возможность сосредоточиться на рабочих задачах вдали от отвлекающих факторов офиса, предоставляет большую свободу в выборе графика работы, а также альтернативного рабочего места за пределами помещения работодателя, а также позволяет найти оптимальный баланс между работой и личной жизнью [6].