По словам социального психолога Юлии Ольховской, многое в карьерном росте и социальных достижениях человека зависит от того базиса, который формирует его на ранних этапах развития. Это — темперамент, воспитание, социальное окружение, образование. Почему у некоторых людей позиция руководителя (топменеджера) достигается почти стихийным образом, а некоторым необходимо приложить максимум усилий и пройти все ступени карьерной лестницы, прежде чем дождаться благоприятной ситуации и завоевать доверие начальников? Чтобы стать руководителем, нужно обладать сочетанием задатков и определенных психологических качеств.
Независимо от стиля управления, который практикует сам руководитель, он должен обладать гибкостью, что позволит правильным образом воздействовать на разных людей, а также видеть неординарные решения в конфликтных ситуациях. В практике Ю. Ольховской встречались люди, которым для того, чтобы стать хорошими руководителями, не хватало всего лишь гибкости. Инертность и ригидность, некоторая зашоренность сознания мешают руководителю выбрать верную стратегию управления одним или другим сотрудником, тем самым делая его уязвимым к любым изменениям, происходящим в коллективе. Отсутствие гибкости мешает также правильному принятию решений в сложных, неоднозначных или конфликтных ситуациях. В таком случае человек выбирает то решение, которое ему более привычно или после принятия которого он будет чувствовать себя спокойно и комфортно.
— Не менее важными качествами руководителя являются харизматичность и авторитетность, — поясняет Ю. Ольховская. — Если первое качество в большей степени относится к эмоционально-личностным свойствам, то второе — это осведомленность и компетентность в профессиональных вопросах. Руководитель может воздействовать на сотрудников посредством личной харизмы или своих профессиональных знаний, опыта и образования. Если же эти качества соединяются в одном человеке, то такой руководитель становится крайне успешным и эффективным.