В настоящее время актуализируется вопрос правового регулирования частных военных компаний (далее — ЧВК). Возникновение большого количества вооруженных конфликтов повышает спрос к услугам, предоставляемым подобными организациями. Многие государства передают им на аутсорс часть функций регулярной армии с целью экономии средств и повышения эффективности выполнения поставленных задач. Однако отсутствие единой концепции правового регулирования данного явления закрывает возможности контроля и развития, оставляя в «серой» зоне все, что касается ЧВК.
Прежде всего необходимо сформулировать определение и выделить признаки данного явления. П. Сингер, эксперт по вопросам военных дел Брукингского института Соединенных Штатов, дал следующее понятие ЧВК — это высокоорганизованная структура, ориентированная на получение прибыли, продающая профессиональные услуги, связанные с войной [1]. Он разделяет ЧВК на три разновидности:
1. Вспомогательные военные компании, которые осуществляют снабжение военных частей, а также строительство инфраструктурных военных объектов.
2. Консалтинговые компании, которые осуществляют информационные услуги, анализ военной обстановки, подготовку солдат, а также тактическую поддержку.
3. Непосредственно военные компании, которые работают в боевых условиях и принимают участие в вооруженных конфликтах.
А.В. Лошкарев [2] утверждает, что самой распространенной формой оказания услуг ЧВК является как раз военный консалтинг, так как сотрудники имеют неоценимый боевой опыт, а также знают особенности реального поведения спецтехники в условиях вооруженного конфликта.
Ю. Чжочао и А. В. Грозин характеризуют ЧВК как организации, осуществляющие техническое, информационное и боевое сопровождение в ходе военного конфликта по заказу и в интересах заказчика. Они говорят о большей эффективности ЧВК по сравнению с регулярной армией. Их сотрудники чаще бывали в реальных сражениях, а в случае их смерти информация об этом почти не распространяется.