По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.23/24

ЧВК как форма аутсорсинга функций Вооруженных Сил РФ: вопросы трудового права

Марков Андрей Юрьевич магистр, Институт истории и права Калужского государственного университета им. К.Э. Циолоковского, 248023, Калужская обл., г. Калуга, ул. Степана Разина, д. 26

В статье рассматривается особенность правового регулирования частных военных компаний в мире и в Российской Федерации и как функции Вооруженных Сил РФ могут быть легально переданы на аутсорсинг. Проанализировав различные направления деятельности ЧВК, автор приходит к выводу о возможности закрепления военного консалтинга как основной формы частной армии. То есть ВС РФ могут передать часть функций, связанных с боевой подготовкой, тем самым повысив уровень постоянной армии. Для этого необходимо не только закрепить легально ЧВК, но и предоставить государственные гарантии и особый трудовой режим для сотрудников.

Литература:

1. Singer P. Corporate warriors. The Rise of the Private Military Industry, Cornell University Press. — New York, 2008.

2. Поплевина А. И., Лошкарев А. В. Мировое и российское регулирование деятельности частных военных организаций // Наука, образование и культура.— 2016. — № 12 (15).

3. Чжочао Ю., Грозин А. В. Частные военные компании: причины появления, основные особенности и правовое положение // Постсоветский материк.— 2022. — № 4 (36).

4. Данные о назначенном наказании по статьям УК РФ // Судебная статистика РФ [Электронный ресурс].— URL: https:// stat.апи-пресс.рф (дата обращения: 22.12.2022).

5. Сухоруков А. А. Роль правового регулирования частных военных компаний современной России в достижении эффективности укрепления обороноспособности нашей страны// Социально-политические науки. — 2018. — № 1.

В настоящее время актуализируется вопрос правового регулирования частных военных компаний (далее — ЧВК). Возникновение большого количества вооруженных конфликтов повышает спрос к услугам, предоставляемым подобными организациями. Многие государства передают им на аутсорс часть функций регулярной армии с целью экономии средств и повышения эффективности выполнения поставленных задач. Однако отсутствие единой концепции правового регулирования данного явления закрывает возможности контроля и развития, оставляя в «серой» зоне все, что касается ЧВК.

Прежде всего необходимо сформулировать определение и выделить признаки данного явления. П. Сингер, эксперт по вопросам военных дел Брукингского института Соединенных Штатов, дал следующее понятие ЧВК — это высокоорганизованная структура, ориентированная на получение прибыли, продающая профессиональные услуги, связанные с войной [1]. Он разделяет ЧВК на три разновидности:

1. Вспомогательные военные компании, которые осуществляют снабжение военных частей, а также строительство инфраструктурных военных объектов.

2. Консалтинговые компании, которые осуществляют информационные услуги, анализ военной обстановки, подготовку солдат, а также тактическую поддержку.

3. Непосредственно военные компании, которые работают в боевых условиях и принимают участие в вооруженных конфликтах.

А.В. Лошкарев [2] утверждает, что самой распространенной формой оказания услуг ЧВК является как раз военный консалтинг, так как сотрудники имеют неоценимый боевой опыт, а также знают особенности реального поведения спецтехники в условиях вооруженного конфликта.

Ю. Чжочао и А. В. Грозин характеризуют ЧВК как организации, осуществляющие техническое, информационное и боевое сопровождение в ходе военного конфликта по заказу и в интересах заказчика. Они говорят о большей эффективности ЧВК по сравнению с регулярной армией. Их сотрудники чаще бывали в реальных сражениях, а в случае их смерти информация об этом почти не распространяется.

Для Цитирования:
Марков Андрей Юрьевич, ЧВК как форма аутсорсинга функций Вооруженных Сил РФ: вопросы трудового права. Кадровик. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: