По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Бережливое обучение компании как концепция бережливого производства в образовательном процессе персонала

Иванова Ольга Алексеевна канд. пед. наук, доцент, ст. преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, Тюменская область, г. Сургут, Е-mail: olgaivanova8@ mail.ru, https://orcid.org/00000001-6968-3071

Настоящее исследование продиктовано возрастающей значимостью обучения персонала как неотъемлемой составляющей производственного цикла. В данном контексте процесс обучения рассматривается как трансляция «добавленной стоимости» в виде специализированных знаний и профессиональных навыков, что соответствует концепции Human Capital Theory. Проблема оптимизации образовательных издержек приобретает первостепенное значение, поскольку инвестиции в обучение персонала оказывают существенное влияние на финансовое состояние организации. Затраты включают не только оплату труда преподавателей и приобретение учебно-методических материалов, но и расходы на программное обеспечение, оборудование и аренду помещений. В рамках данной статьи предложена систематизация видов потерь, возникающих в процессе обучения, и представлены методы их минимизации на основе принципов бережливого производства, адаптированных к образовательной среде. Практическая ценность исследования заключается в предоставлении организациям инструментария для оперативного выявления и анализа факторов, снижающих эффективность образовательного процесса.

Литература:

1. Гайнеев Э. Р. Рационализация как основа бережливого производства на занятиях практического обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 1. — С. 25–28.

2. Ильина Т. А., Маслова О. П. Особенности обучения персонала российских компаний принципам бережливого производства // Вестник Самарского муниципального института управления. — 2020. — № 1. — С. 94–102.

3. Маркова Н. А., Марков Д. А. Особенности процесса обучения в бережливом производстве // Научно-технические ведомости СанктПетербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2018. — Т. 11. — № 5. — С. 129–141.

4. Погребняк С. Lean+training, или бережливое обучение // Управление персоналом. — 2009. — № 12. — С. 47–56.

5. Стеблянский Н. В., Гайдуков А. М. Бережливое обучение бережливому производству // Мир транспорта. — 2015. — Т. 13. — № 1 (56). — С. 206–221.

6. Ширинкина Е. В. Обучающаяся организация — модель переподготовки персонала как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего // Кадровик. — 2021. — № 11. — С. 104–112.

7. Ширинкина Е. В. Индикаторы эффективности управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент систем управления. — 2017. — № 2 (24). — С. 51–56.

Задолго до появления Agile-манифеста в 2001 г. существовала управленческая концепция, направленная на систематическое и непрерывное улучшение конечного продукта. Эта философия, известная как Lean, или концепция бережливого производства [3, 5, 7], акцентирует внимание на оптимизации процессов с целью минимизации потерь и повышения ценности для потребителя.

Обучение персонала может оказывать значительное влияние на финансовое состояние организации.

В 1950-х гг., столкнувшись с проблемами сбыта из-за высокой себестоимости продукции, компания Toyota начала поиск альтернативных подходов к производству. Инженер Тайити Оно разработал производственную систему «Тойоты» [1, 6], ставшую основой бережливого подхода. Оно выявил значительные сопутствующие затраты, такие как складские расходы, издержки на запасные части и устранение дефектов, которые увеличивали конечную стоимость продукта.

Lean определяет три основных источника потерь [2, 4]: Muda («отходы») — издержки, связанные с операциями, не создающими ценности для потребителя; Mura («неравномерность») — издержки, возникающие из-за нестабильных процессов; и Muri (перегрузка) — издержки, вызванные чрезмерной интенсивностью работы.

Бережливое производство также опирается на принцип кайдзен — «непрерывное улучшение». Тайити подчеркивал важность постепенного внедрения улучшений, начиная с апробации на экспериментальных участках и последующего распространения на все производственные процессы.

Данное исследование рассматривает концепцию бережливого обучения и применение гибких методологий в разработке образовательных решений для персонала компании, что позволяет оптимизировать затраты и повысить эффективность обучения.

Образовательный процесс аналогичен производственному циклу, где обучающийся получает «приращенную ценность» в виде знаний и компетенций.

Одним из основополагающих принципов концепции бережливого производства является снижение издержек. Проблема потерь в образовании является актуальной, поскольку: Обучение персонала может оказывать значительное влияние на финансовое состояние организации.

Для Цитирования:
Иванова Ольга Алексеевна, Бережливое обучение компании как концепция бережливого производства в образовательном процессе персонала. Кадровик. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: