По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничных предприятий

Чахмачян А. А. старший преподаватель, Институт гостиничного бизнеса и туризма, Российский университет дружбы народов, e-mail: chakhmakhchyan-aa@rudn.ru
Жолжанова Д. бакалавр, Институт гостиничного бизнеса и туризма, Российский университет дружбы народов, e-mail: zholzhanovadiana@yandex.ru

В статье рассматриваются бенчмаркинг и механизм его проведения на предприятиях гостиничной индустрии. Отмечается, что бенчмаркинг способствует повышению конкурентоспособности предприятий. Проведение бенчмаркинга позволяет определить лидеров рынка, учесть основные факторы успеха конкурентов и адаптировать их под свою деятельность. В качестве примера достигнутых результатов использования бенчмаркинга авторы приводят гостиничную сеть Ritz-Carlton. В России бенчмаркинг не пользуется популярностью в связи с низкой осведомленностью предпринимателей и недоверием к партнерам по бенчмаркингу. Авторы проводят предварительный сравнительный анализ «AZIMUT Отель «Олимпик» Москва» с лидирующими бизнесотелями, который может стать основой для проведения дальнейшего бенчмаркинга. Материал статьи направлен на формирование понимания понятия бенчмаркинга, этапов его проведения и эффективности применения бенчмаркинга как инструмента повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий.

Литература:

1. Багирян, В. А. Бенчмаркинг как фактор стратегического развития конкурентных преимуществ предприятий // Финансовые исследования. — 2019. — № 1 (62).

2. Лайко, М. Ю., Ильина, Е. Л., Латкин, А. Н., Панова, Е. А. Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничных услуг // Дискуссия. — 2017.— № 3 (77) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/benchmarkingkak-instrument-upravleniya-konkurentosposobnostyu-gostinichnyh-uslug (дата обращения: 19.02.2022).

3. Логинова, Е., Кулагина, А. Бенчмаркинг — инструмент развития конкурентных преимуществ — Litres, 2020. — С. 25.

4. Павлова, Е. П. Сущность и преимущества использования бенчмаркинга // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2018). — 2018.— С. 466–469.

5. 101hotels.com [Электронный ресурс]. — URL: https://101hotels.com (дата обращения: 16.02.22).

6. Booking.com [Электронный ресурс]. — URL: https://www.booking.com (дата обращения: 16.02.22).

7. Holm, L. Benchmarking fold detection by DaliLite // Bioinformatics. — 2019. — V.5.— Т.35. — № 24. — С. 5326.

8. Zink, K. Total Quality Management as a Holis- tic Management Concept — the European Model for Business Excellence [Электронный ресурс]. — URL: https://ia800202. us.archive.org/24/items/springer_10.1007-978-3-642-72098-7/10.1007-978-3-642-72098-7. pdf (дата обращения: 14.02.22).

1. Bagiryan, V. A. Benchmarking as a factor in the strategic development of competitive advantages of enterprises. Financial research. 2019. No. 1 (62).

2. Laiko, M. Yu., Il’ina, E. L., Latkin, A. N., Panova, E. A. Benchmarking as a tool for managing the competitiveness of hotel services. Discussion. 2017. No. 3 (77). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/benchmarking-kak-instrument-upravleniyakonkurentosposobnostyu-gostinichnyh-uslug (accessed: 19.02.2022).

3. Loginova, E., Kulagina, A. Benchmarking as a tool for developing competitive advantages. Litres, 2020. рр. 25.

4. Pavlova, E. P. The essence and advantages of using benchmarking. Economy today: current state and development prospects (Vector-2018). 2018. рp. 466–469.

5. 101hotels.com. Available at: https://101hotels.com (accessed: 16.02.2022).

6. Booking.com. Available at: https://www.booking.com (accessed: 16.02.2022).

7. Holm, L. Benchmarking fold detection by DaliLite v. 5. Bioinformatics. 2019. Vol. 35. No.24. рр. 5326.

8. Zink, K. Total Quality Management as a Holistic Management Concept — the European Model for Business Excellence. Available at: https://ia800202.us.archive.org/24/ items/springer_10.1007-978-3-642-72098-7/10.1007-978-3-642-72098-7.pdf (accessed: 14.02.2022).

В современном мире одним из основных разделов экономики считается конкуренция. Для усиления конкурентной позиции организации стали изучать факторы успеха предприятий-конкурентов с целью оптимизации своей деятельности. Данный подход относится к понятию бенчмаркинга.

Роберт К. Кэмп, являющийся управляющим Глобальной сети бенчмаркинга (Global Bencmarking Network), определяет бенчмаркинг как процесс сравнения услуг, товаров, показателей эффективности деятельности своей компании с организациями-лидерами рынка. Стоит отметить, что сравнение может выполняться не только с компаниями-конкурентами, но и на уровне структурных подразделений своей организации. Р. Кэмп первым выявил практическую значимость бенчмаркинга, считая, что сравнение с компанией-лидером является основой для сбора статистической и аналитической информации, но именно использование собранной информации на практике для улучшения деятельности организации является главной целью бенчмаркинга [4, с. 466–469].

Термин «бенчмаркинга» включает в себя два толкования: оценка и процесс. В менеджменте и маркетинге бенчмаркинг трактуется как процесс, а именно, процесс поиска лучшего опыта в выбранной отрасли. Бенчмаркинг, подразумевающий оценку, заключается в рассмотрении производительности отдельно взятых операций касательно аналогичных. В данном понимании бенчмаркинг помогает отмечать отклонения в производительности, но не может их изъяснить, и для организации оказывается малопонятным, что следует предпринять, чтобы исправить выявленные отклонения.

По мнению авторов, использование в определении «бенчмаркинга» обоих понятий является более верным решением, ведь, с одной стороны, бенчмаркинг — это сопоставление показателей, а с другой — процесс выявления лучшего опыта не только в количественной, но и качественной оценке.

Бенчмаркинг невозможен без анализа преимуществ лидеров отрасли и без извлечения лучшего опыта для повышения конкурентоспособности своей организации. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов без последующего внедрения лучших практик не является бенчмакрингом, так как данный процесс не подразумевает развитие своей организации на основании опыта других компаний. Заимствование конкурентных преимуществ лидеров рынка будет охарактеризовано как копирование, но тоже не как бенчмаркинг, поскольку бенчмаркинг подразумевает основательное, взвешенное решение касательно улучшения деятельности организации. Простое копирование нельзя назвать бенчмаркингом, потому что инструменты развития одной организации могут не подойти другой компании из-за разницы в структуре управления и на рынке.

Для Цитирования:
Чахмачян А. А., Жолжанова Д., Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничных предприятий. Гостиничное дело. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: