В науке и практике существует множество противоречивых подходов к понятийному аппарату «аттестация персонала». Большой вклад в это внес А.Я. Кибанов, который дал не только определение данному понятию, но и выделил три типа аттестации: «процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности» [2]. Несколько иного понятия придерживается Т.Ю. Базаров: «аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника» [1].
Словарь-справочник «Управление персоналом» дает два определения аттестации персонала: с одной стороны, это оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении квалификационного разряда, а с другой стороны, это процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности [6].
По нашему мнению, аттестация персонала — это периодическое освидетельствованиепрофессионального уровня работника на его соответствие занимаемой должности. При этом порядок, формы и методы аттестации устанавливается с учетом особенностей каждой отрасли.
Материалы и методы
Аттестация персонала имеет особую значимость в условиях социального стационарного учреждения. Так, в ГБУ Республики Марий Эл (ГБУ РМЭ) «Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» по штатному расписанию работает 8 категорий сотрудников: административно-управленческий персонал (АУП), хозяйственно-обслуживающий персонал (ХОП), персонал кухни (ПК), учебно-педагогический персонал (УПП), медицинский персонал (МП), персонал медико-социальной реабилитации (МСР), персонал социально-трудовой реабилитации (СТР), персонал отделения милосердия (ОМ) (рис. 1).

Общая численность персонала составляет 245 человек, что объясняется сложностью выполняемых ими задач. В интернате проживают дети-инвалиды от 4 до 18 лет с такими диагнозами, как умеренная умственная отсталость, ДЦП, эпилепсия и др. Данное учреждение имеет богатый опыт социальной реабилитации, здесь сложились хорошие традиции за более чем сорокалетнюю деятельность (открыт в 1974 г.). Оно создано в целях оказания социальных услуг в стационарной форме детям-инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, обучении, воспитании, социальной и трудовой реабилитации. Для их реализации в учреждении созданы четыре отделения: отделение социально-медицинской реабилитации, отделение социальной реабилитации, стационарное отделение постоянного проживания, полустационарное отделение.
Всё это требует от сотрудников учреждения высокой степени профессионализма, компетентности, гуманности, знаний и сострадания. Для их аттестации создана аттестационная комиссия, а приказом директора утверждено положение, в соответствии с которым целью аттестации является стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации работников, повышения эффективности и качества труда, выявления перспектив использования потенциальных возможностей работников, а также проверка соответствия работников занимаемым ими должностям [4].
Основными задачами аттестации являются:
— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации работников, личностного профессионального роста;
— повышение эффективности и качества труда;
— выявление перспектив использования потенциальных возможностей работников;
— определение необходимости повышения квалификации работников;
— обеспечение дифференциации уровня оплаты труда работников.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к работникам.
Особенностью аттестации является подготовка аттестуемых к данной процедуре: организуется постоянно действующий семинар по вопросам педагогики и психологии для педагогических работников; по проблемам особенностей детского здравоохранения для медицинских работников и по качеству социальных услуг их получателями и поставщиками — для социальных работников. Так, в 2019 г. особый акцент сделан на реализацию национальных проектов:
— в сфере здравоохранения на «развитие детского здравоохранения» и «внедрение системы непрерывного образования медицинских работников»;
— в сфере образования—«внедрение новых методов обучения и воспитания», «внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников» [5].
Кроме этого, в методическом кабинете оформляется стенд по аттестации, на котором представлены основные нормативные документы и требования к аттестации.
Аттестация с целью подтверждения соответствия работников занимаемой должности проводится один раз в три года.
Аттестации не подлежат:
— работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
— беременные женщины;
— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
— работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.
В настоящее время коллектив имеет положительную динамику по показателям: подтвержденная квалификация — 45 чел., подтвердили квалификацию — 152 человека.

Степень профессионализма зависит, как известно, от опыта работы. В настоящее время в коллективе каждый третий сотрудник имеет стаж работы более 10 лет, в том числе каждый четвертый более 20 лет. На этом фоне идет омоложение медицинского, педагогического и обслуживающего персонала, более 40 % имеют стаж от 1 до 5 лет (рис. 3).

Аттестация сотрудников позволяет повышать категорию. Так, из числа медицинского персонала три человека имеют высшую категорию, а из числа педагогического — три высшую и 31 первую категорию.
Исследование показало причинно-следственную связь между аттестацией, профессионализмом и карьерным ростом сотрудников. Так, директор ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Гайфуллина Ф.Х., получив два высших образования, прошла путь от старшей медицинской сестры до директора, Акланова Л.И. — от учителя истории до заведующего отделения социально-трудовой реабилитации и заместителя директора интерната по учебно-воспитательной работе, Алексеев И.Г. — от врача-невролога до заведующего отделением и заместителя директора интерната по медицинской части.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к работникам.
Выводы
Всё это способствует положительным результатам деятельности исследуемого учреждения. Уже пятый год в Савинском детском доме-интернате функционируют две программы, одобренные Министерством образования и науки Республики Марий Эл:
— адаптированная программа дошкольного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта;
— адаптированная программа обучения детей с нарушением интеллекта.
Для их реализации функционируют кабинеты психолога, логопеда, дефектолога; классные комнаты; зал хореографии, музыки; класс социально-бытовой ориентации; игровая комната; сенсорная комната; кинозал; библиотека; концертный зал; интернет-класс.
Показательным результатом реабилитационной работы специалистов дома-интерната является участие воспитанников в мероприятиях муниципального, республиканского, российского и международного уровней: в составе сборной команды специальной олимпиады России на европейских летних Играх специальной олимпиады в Антверпене (Бельгия) один из воспитанников дома-интерната завоевал одну золотую и одну серебряную медали по плаванию; во Всероссийских спортивных соревнованиях по программе «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями» по плаванию воспитанник занял 4-е место; во Всероссийском интернет-марафоне «Если с другом вышел в Сеть» среди граждан с ограниченными возможностями здоровья воспитанники награждены дипломом и грамотой за 3-е место; в республиканских соревнованиях по бадминтону заняли 1-е командное место; по плаванию — 1-е место.
Исследуемый дом-интернат включен в ряд федеральных программ, по которым учреждение получило современное оборудование для проведения социально-педагогической и социально-трудовой реабилитации (компьютерную технику, трактор, оборудование для парикмахерской и др.).
Резюмируя вышесказанное, авторы считают целесообразным не только дальнейшее совершенство аттестации как фактора стимулирования профессионального развития персонала в условиях социального учреждения, но и обобщение опыта и практики данного направления в масштабах страны.