В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны «разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции».
В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию, утвержденных 12.11.2013 Минтрудом России (далее — Рекомендации), называется одна из возможных мер — антикоррупционная оговорка в трудовом договоре. Указанные в Рекомендациях меры распространяются на все организации вне зависимости от их правовой структуры. Этот подход Д. Я. Примаков называет унитарным[1], поскольку он отличается от дуалистического подхода, принятого в зарубежном законодательстве, где особое регулирование (например, FCPA, Bribery Act, Sapin II) ориентировано на коммерческий сектор. Упомянутые Рекомендации прописывают логичную подробную систему мер противодействия коррупции в любой организации, но при применении возникают принципиальные вопросы, в том числе о том, кто и как оценивает эффективность предписанных мер в организациях любой организационно-правовой формы.
Указанный нормативный акт носит рекомендательный характер, но для организации его применение становится обязательным, если учредитель организации принимает решение об обязательности его введения, отражая это в локальных актах.
В антикоррупционном и трудовом законодательстве не только не раскрывается содержательная сторона антикоррупционной оговорки, но отсутствует и сам исследуемый термин. Если обратиться к научной литературе, то чаще всего там исследуется термин «оговорка» или в общетеоретическом плане «коррупционная оговорка» как соглашение в государственно-частном партнерстве [2–5] либо в рамках антикоррупционного комплаенса [6,7], а также гражданско-правового договора [8–10]. Крайне редко исследуется аспект антикоррупционной оговорки в трудовых отношениях [11, 12].
Само понятие «оговорка» недавно вошло в теорию права. Профессор В. М. Баранов предложил рассматривать оговорку как особое средство юридической техники, которое заслуживает отдельного изучения [13]. В 1990-е гг. профессор И. Д. Шутак провел комплексное общетеоретическое исследование оговорок, показав их место и роль в юридической технике [14]. В. Р. Авхадеев, В. С. Асташова, Л. В. Андриченко исследуют антикоррупционную оговорку (аnti-corruption clauses), или комплаенс-оговорку, в рамках договора как общеправовой ценности [15]. В отраслевых юридических исследованиях правовые оговорки были изучены с разных точек зрения и в рамках большого количества специализированных работ в области международного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и налогового права, однако не в рамках права трудового.