Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — федеральный закон 256-ФЗ) направлен на стимулирование рождения в семье первого, второго ребенка и последующих детей, упрощение процедуры получения гражданами материнского (семейного) капитала, сокращение сроков оформления материнского (семейного) капитала и распоряжения его средствами [1].
В соответствии со ст. 2 федерального закона 256-ФЗ «материнский (семейный) капитал — это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки» [1]. В 2020 г. увеличен размер материнского (семейного) капитала, закреплены новые возможности использования средств, продлен срок действия программы материнского (семейного) капитала.
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы социального обеспечения находятся в области совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [2]. В целях реализации федерального закона 256-ФЗ в каждом субъекте РФ были приняты акты, регламентирующие процедуру реализации регионального материнского (семейного) капитала.
В настоящее время региональное законодательство РФ в области материнского капитала имеет своей целью расширение социальной поддержки в этой сфере:
1) расширение круга поддерживаемых лиц;
2) создание новых направлений распоряжения материнским капиталом;
3) предоставление дополнительных средств из средств бюджета субъекта.
В качестве примера можно привести закон Алтайского края от 31.08.2011 №100-ЗС «О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае» [3], который устанавливает право на материнский капитал для женщин, родивших (усыновивших) третьего или последующего ребенка, и мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей. Сразу же можно отметить сужение круга субъектов (граждан), имеющих право на получение материнского (семейного) капитала. Закон Алтайского края № 100-ЗС, в отличие от федерального закона 256-ФЗ, не устанавливает право на дополнительные меры государственной поддержки для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, и мужчин, являющихся его единственными опекунами. Подход в плане установления поддержки на третьего и последующего ребенка, а не на второго и последующего (как установлено в федеральном законе 256-ФЗ) является распространенным в региональных нормативных актах (подобные положения встречаются, например, в законодательстве Ненецкого автономного округа и Омской области).