По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.45

Анализ современного состояния проблемы обеспечения безопасности пассажиров на станциях ГУП «Петербургский метрополитен»

Сазонова Анна Михайловна канд. техн. наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Северо-Западный федеральный округ, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, E-mail: amm_2005@mail.ru
Стасева Елена Владимировна канд. техн. наук, доцент, ГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (ДГТУ), 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д. 162, E-mail: elena_ staseva@mail.ru
Квиткина Марина Владимировна доцент, ГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (ДГТУ), 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д. 162, E-mail: m.kvitkina@mail.ru

В статье проведен анализ статистических данных по несчастным случаям с пассажирами на станциях «Приморская» (за 2019–2021 гг.) и «Автово» (за 2019–2020 гг.) ГУП «Петербургский метрополитен». В статье представлены результаты исследования современного состояния проблемы обеспечения безопасности пассажиров на станциях метрополитена. Определены условия, влияющие на состав случаев травматизма, идентифицированы основные опасности, рассмотрены причины и установлены наиболее травмоопасные зоны.

Литература:

1. Метрополитен Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. — URL: http://www.metro.spb.ru/.

2. Сазонова А. М. Роль человеческого фактора в возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций / А. М. Сазонова, Е. В. Стасева // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2020): Материалы II Международной научно-практической конференции, Уфа, 8 апреля 2020 г. — Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. — С. 184–187.— EDN EPZQZK.

3. Analysis of the dynamic growth of the hazardous industry development index and ways to reduce industrial accidents / A. Kostrov, E. Staseva, M. Molev et al. // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: 16, Rostov-on-Don, 11–13 сентября 2020 г. — Rostovon-Don, 2021. — P. 012107. — DOI: 10.1088/1757-899X/1029/1/012107. — EDN SVIUCF.

4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

5. The purpose and objectives of the labor protection service at the enterprise / S. Pushenko, E. Staseva, E. Trushkova et al. // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Rostov-on-Don, 20–22 октября 2020 года. — Rostov-on-Don, 2020. — P. 012110. — DOI 10.1088/1757-899X/1001/1/012110. — EDN ECKSWB.

6. Квиткина М. В. Анализ подходов к оценке профессиональных рисков / М. В. Квиткина, Е. В. Стасева, А. М. Сазонова // Безопасность жизнедеятельности. — 2020. — №10 (238). — С. 8–12. — EDN KHOOBL.

7. Sazonova A., Kopytenkova O., Staseva E. Risk of pathologies when exposed to fine dust in the construction industry // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 21, Construction — The Formation of Living Environment. — 2018. — С.032039.

8. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 октября 2018 г. № 386 «Об утверждении типовых правил пользования метрополитеном».

9. Багян А. Г. Исследование влияния человеческого фактора на возникновение случаев травматизма / А. Г. Багян, Е. В. Стасева, А. М. Сазонова // Аспекты безопасности жизнедеятельности и медицины: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-й годовщине со дня рождения П. Е. Ладана (пос. Персиановский, 28–29 ноября 2018 г.). — пос. Персиановский: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донской государственный аграрный университет», 2018. — С. 115–118. — EDN YYDCPR.

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 октября 2020 г. №721н «Об утверждении правил по охране труда при проведении работ в метрополитене».

11. СаНПиН 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» от 16 октября 2020 г. №30.

12. Стасева Е. В. Профилактика травматизма на основе комплексной оценки профессиональных рисков строителей / Е. В. Стасева, А. М. Сазонова, И. О. Цыгульский // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения.— 2018.— № 2. — С. 11–13. — EDN BGVQXO.

Характерными признаками современных больших городов различных стран мира является стремительный рост населения, развития транспортных магистралей. Развитие современного города наряду с решением архитектурно-планировочных задач и проблем инженерного обустройства осваиваемых территорий предполагает также совершенствование внутригородской транспортной системы, и в первую очередь той ее части, которая относится к пассажирским перевозкам. Структура больших городов немыслима без разветвленной сети транспортных магистралей, которые пронизывают своими «артериями» весь жилой и промышленный «организм» города, обеспечивая перемещение всего населения по различным направлениям [1].

Одним из основных вопросов мегаполисов является решение городской транспортной проблемы, связанной в первую очередь с возрастанием числа автомобилей, опережающих в 4–5 раз темпы роста народонаселения, исчерпанием пропускной способности уличных магистралей. При интенсивном росте городов объем пассажирских перевозок становится настолько значительным, что существующая сеть наземных линий пассажирского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) уже не может справиться с возросшими перевозками и разрешить городскую транспортную проблему.

Рост пассажирооборота, увеличение дальности передвижений, необходимость сокращения времени на поездки требуют увеличения скорости сообщения. В условиях современного крупного города этим требованиям в полной мере отвечает метрополитен — городская внеуличная железная дорога.

Травмирование пассажиров-женщин происходит чаще, чем пассажиров-мужчин, в связи с большей спортивной подготовкой в совокупности мужского населения, нежели женского.

Метрополитен — скоростной пассажирский железнодорожный транспорт, линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Это транспорт местного значения, его поезда ходят чаще, расстояния между станциями меньше, чем на пригородных железных дорогах, и у него нет центрального вокзала. Благодаря отсутствию пересечений на одном уровне поезда метрополитена могут ходить с повышенной скоростью. В центральной части города линии метро прокладываются под землей, а в других районах могут также прокладываться в открытых выемках, на поверхности или эстакадах. Метрополитен как один из видов электрического транспорта способствует сохранности окружающей среды, прежде всего воздушной.

Для Цитирования:
Сазонова Анна Михайловна, Стасева Елена Владимировна, Квиткина Марина Владимировна, Анализ современного состояния проблемы обеспечения безопасности пассажиров на станциях ГУП «Петербургский метрополитен». Кадровик. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: