По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ проблем развития медицинского туризма в условиях новых вызовов

Е. А. Кочкурова кандидат экономических наук, доцент, кафедра сервиса и туризма Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Е-mail: elenakochkurova@mail.ru
Т. В. Зыкова кандидат экономических наук, доцент, кафедра сервиса и туризма Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Е-mail: tanya.5036@mail.ru
А. С. Кочкуров преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России

Туристская отрасль под воздействием изменения потребительского поведения, роста мобильности населения активно подвергается изменениям, приобретает новый диверсифицированный формат. На рынок выходят новые виды туризма, среди которых все больше развиваются практика предоставления медицинских услуг за пределами региона проживания, совмещение отдыха с получением высококвалифицированной медицинской помощи. Региональный медицинский туризм не имеет должного развития, ему присуще множество внешних и внутренних разноуровневых проблем.

Литература:

1. Ефремова, М. В. Анализ возможностей диверсификации внутреннего туризма в условиях новых вызовов / М. В. Ефремова, Е. А. Кочкурова, Т. В. Зыкова, О. В. Рябова // Человек. Спорт. Медицина. — 2021. — № S1. — Т. 21. — С. 159–165.

2. Факты о медицинском туризме в России за 2019–2020 гг. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения: 21.07.2022).

3. Россияне хотят сделать свои регионы привлекательнее для иностранных туристов // Официальный сайт аналитического агентства НАФИ [Электронный ресурс] — URL: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-khotyat-sdelat-svoi-regiony-privlekatelnee-dlya-inostrannykh-turistov (дата обращения: 22.09.2022).

4. Шимин, Н.А. Маркетинг туристских территорий: цели, направления, инструментарий (на примере Нижегородской области) / Н. А. Шимин, Т. В. Зыкова, Е. А. Кочкурова // Экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 58. — № 2. — С. 123–133.

1. Efremova, M. V. Analysis of the possibilities of diversification of domestic tourism in the context of new challenges. M. V. Efremova, E. A. Kochkurova, T. V. Zykova, O.V. Ryabova. Person. Sport. Medicine. 2021. No. S1. Vol. 21. Pp. 159–165.

2. Facts about medical tourism in Russia for 2019–2020. Official website of the Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (accessed: 21.07.2022).

3. Russians want to make their regions more attractive for foreign tourists // Official website of the analytical agency NAFI. Available at: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-khotyat-sdelat-svoi-regiony-privlekatelnee-dlya-inostrannykh-turistov (accessed: 22.09.2022).

4. Shimin, N. A. Marketing of tourist territories: goals, directions, tools (on the example of the Nizhny Novgorod region). N. A. Shimin, T. V. Zykova, E. A. Kochkurova. Economics: theory and practice. 2020. Vol. 58, No. 2. Pp. 123–133.

Сегодня на рынке медицинского туризма конкурируют крупнейшие мегаполисы, а сам рынок демонстрирует непрерывный рост. Пандемия стала очередной проверкой, которую не прошли многие системы здравоохранения. Это привело к росту спроса на медицинские услуги за пределами страны проживания пациента. Согласно данным Международной ассоциации медицинского туризма (IMTA), в условиях пандемии COVID-19 в 2020 г. мировой рынок экспорта медицинских услуг оценивался в 51,2 млрд долл. США, совокупный среднегодовой темп роста — 19,2%. Поездки с оздоровительными целями совершали 12 млн туристов в год, в том числе около 100 тыс. россиян [2]. В последнее время на подъеме популярность медицинских центров Германии, Сингапура, Турции, Швейцарии, Франции и других стран. На долю России приходится не более 0,4% мирового рынка экспорта медицинских услуг. В Международном индексе медицинского туризма (Medical Tourism Index) Россия занимает 34-е место из 41. Чаще всего за получением медицинских услуг в России обращались пациенты из Украины (40%), Узбекистана (33), Азербайджана (26) и Армении (22%) [3]. Однако множество исследователей отмечают, что российский потенциал экспорта медицинских услуг реализуется неэффективно [1]. Несмотря на активное формирование новых туристских межрегиональных направлений и перераспределение между разными видами и локациями туризма в развитии медицинского туризма существуют явные внешние и внутренние проблемы [4].

Цель исследования — установить факт необходимости развития медицинского туризма, выявить внешние и внутренние факторы, сдерживающие развитие отечественного медицинского туризма и предложить направления достижения отраслевых целей, представленных в рамках реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг». На основе комплексного применения контент-анализа, аналитического и социологического методов, статистических данных проведен анализ активности и проблем в сфере экспорта медицинских услуг за последние три года.

Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые внешние факторы, сдерживающие развитие экспорта медицинских услуг в России:

Для Цитирования:
Е. А. Кочкурова, Т. В. Зыкова, А. С. Кочкуров, Анализ проблем развития медицинского туризма в условиях новых вызовов. Гостиничное дело. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: