Сегодня на рынке медицинского туризма конкурируют крупнейшие мегаполисы, а сам рынок демонстрирует непрерывный рост. Пандемия стала очередной проверкой, которую не прошли многие системы здравоохранения. Это привело к росту спроса на медицинские услуги за пределами страны проживания пациента. Согласно данным Международной ассоциации медицинского туризма (IMTA), в условиях пандемии COVID-19 в 2020 г. мировой рынок экспорта медицинских услуг оценивался в 51,2 млрд долл. США, совокупный среднегодовой темп роста — 19,2%. Поездки с оздоровительными целями совершали 12 млн туристов в год, в том числе около 100 тыс. россиян [2]. В последнее время на подъеме популярность медицинских центров Германии, Сингапура, Турции, Швейцарии, Франции и других стран. На долю России приходится не более 0,4% мирового рынка экспорта медицинских услуг. В Международном индексе медицинского туризма (Medical Tourism Index) Россия занимает 34-е место из 41. Чаще всего за получением медицинских услуг в России обращались пациенты из Украины (40%), Узбекистана (33), Азербайджана (26) и Армении (22%) [3]. Однако множество исследователей отмечают, что российский потенциал экспорта медицинских услуг реализуется неэффективно [1]. Несмотря на активное формирование новых туристских межрегиональных направлений и перераспределение между разными видами и локациями туризма в развитии медицинского туризма существуют явные внешние и внутренние проблемы [4].
Цель исследования — установить факт необходимости развития медицинского туризма, выявить внешние и внутренние факторы, сдерживающие развитие отечественного медицинского туризма и предложить направления достижения отраслевых целей, представленных в рамках реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг». На основе комплексного применения контент-анализа, аналитического и социологического методов, статистических данных проведен анализ активности и проблем в сфере экспорта медицинских услуг за последние три года.
Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые внешние факторы, сдерживающие развитие экспорта медицинских услуг в России: