По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Актуальные вопросы мотивации персонала в сфере сервиса

В статье рассмотрены основные положения кадрового менеджмента для персонала сферы сервиса филиалов японских компаний, работающих в России. Охарактеризован процесс отбора и подбора персонала в «восточной» модели управления персоналом, подчеркнуты отличительные признаки и ключевые компетенции персонала сферы сервиса японских компаний; рассмотрены основные положения системы мотивации в них, подчеркнуты отличия от традиционных российских мотивационных моделей. Даны выводы и предложения по эффективному применению японского опыта мотивации персонала предприятий сферы услуг на российских предприятиях.

Актуальность вопросов управления персоналом для японских компаний, выходящих на российский рынок, сейчас не подвергается сомнению. Несмотря на экономические кризисы последних лет и падение интереса инвесторов к российским проектам, количество офисов и представительств японских компаний в одной только Москве превышает 190. Среди них такие известные мировые бренды, как UniQlo, Sony, Konika, Casio, NEC и другие. По итогам опроса японских компаний, работающих на российском рынке, о перспективах ведения бизнеса в России, проведенного по итогам 2015 года Японской организацией развития внешней торговли (JETRO), главным преимуществом России считаются масштабы рынка и огромные перспективы роста, что рождает ежегодный прирост числа офисов и представительств.

При выходе на рынок альтернативного государства любая компания испытывает ряд определенных сложностей: преодолевает языковой барьер, сталкивается с необходимостью изучать и эффективно применять законодательство государства, где открывается филиал или представительство, рассчитывать экономические и политические риски, оценивать эффективность проектов, планируемых к реализации, формировать команды проектов, а значит, привлекать персонал, который чаще всего подбирается и отбирается в стране предполагаемого присутствия. При формировании коллективов представительств, разработке и реализации стратегий управления кадрами важную роль играет менталитет и традиции той или иной страны.

ОТНОСИТЕЛЬНО ЯПОНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЖНО ОТМЕТИТЬ, ЧТО, КАК ПРАВИЛО, НАЧИНАЮЩИЙ СОТРУДНИК НЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ОТПУСК БОЛЕЕ 6 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ В ГОДУ (В ЭТИ ДНИ ВХОДЯТ И ДНИ БОЛЕЗНИ); ПРИ ЭТОМ БРАТЬ ДАЖЕ ЭТИ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПОДРЯД СЧИТАЕТСЯ НЕ СОВСЕМ ПРИЛИЧНЫМ.

Рассматривая опыт японского бизнеса, актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при выходе на российский рынок, необходимо отметить следующие:

— необходимость учитывать существующие стратегии управления персоналом и системы мотивации российских предприятий (например, наличие отпуска, количество дней которого закреплено в ТК РФ, жесткий («офисный») график работы и т. д.). Относительно японских предприятий можно отметить, что, как правило, начинающий сотрудник не может получить отпуск более 6 календарных дней в году (в эти дни входят и дни болезни); при этом брать даже эти несколько дней подряд считается не совсем приличным;

Для Цитирования:
Чинарева Ю. Ф., Актуальные вопросы мотивации персонала в сфере сервиса. Современный ресторан. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: