Актуальность вопросов управления персоналом для японских компаний, выходящих на российский рынок, сейчас не подвергается сомнению. Несмотря на экономические кризисы последних лет и падение интереса инвесторов к российским проектам, количество офисов и представительств японских компаний в одной только Москве превышает 190. Среди них такие известные мировые бренды, как UniQlo, Sony, Konika, Casio, NEC и другие. По итогам опроса японских компаний, работающих на российском рынке, о перспективах ведения бизнеса в России, проведенного по итогам 2015 года Японской организацией развития внешней торговли (JETRO), главным преимуществом России считаются масштабы рынка и огромные перспективы роста, что рождает ежегодный прирост числа офисов и представительств.
При выходе на рынок альтернативного государства любая компания испытывает ряд определенных сложностей: преодолевает языковой барьер, сталкивается с необходимостью изучать и эффективно применять законодательство государства, где открывается филиал или представительство, рассчитывать экономические и политические риски, оценивать эффективность проектов, планируемых к реализации, формировать команды проектов, а значит, привлекать персонал, который чаще всего подбирается и отбирается в стране предполагаемого присутствия. При формировании коллективов представительств, разработке и реализации стратегий управления кадрами важную роль играет менталитет и традиции той или иной страны.
Рассматривая опыт японского бизнеса, актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при выходе на российский рынок, необходимо отметить следующие:
– необходимость учитывать существующие стратегии управления персоналом и системы мотивации российских предприятий (например, наличие отпуска, количество дней которого закреплено в ТК РФ, жесткий («офисный») график работы и т.д.). Относительно японских предприятий можно отметить, что, как правило, начинающий сотрудник не может получить отпуск более 6 календарных дней в году (в эти дни входят и дни болезни); при этом брать даже эти несколько дней подряд считается не совсем приличным;