По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.101.3

Актуальные вопросы мотивации персонала в сфере сервиса

Чинарёва Юлия Феликсовна генеральный директор ООО «Гринвич+9», предоставляющей консалтинговые услуги для японских предприятий, выходящих на российский рынок, и российских компаний, ищущих партнеров в Японии, 115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 11, стр. 11, оф. 902, e-mail: chinaryova@greenwich9.ru

В статье рассмотрены основные положения кадрового менеджмента для персонала сферы сервиса филиалов японских компаний, работающих в России. Охарактеризован процесс отбора и подбора персонала в «восточной» модели управления персоналом, подчеркнуты отличительные признаки и ключевые компетенции персонала сферы сервиса японских компаний; рассмотрены основные положения системы мотивации в них, подчеркнуты отличия от традиционных российских мотивационных моделей. Даны выводы и предложения по эффективному применению японского опыта мотивации персонала предприятий сферы услуг на российских предприятиях.

Литература:

1. Прасол А. Япония. Лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере. – М., 2015.

2. Бабушкин Г.Д. Коммуникативная компетентность специалиста сервиса // Профессиональное образование. – 2005. – № 11.

3. Балаева А. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 3.

4. Бурнацева Э. Стратегии международных компаний на рынке гостиничных услуг // Маркетинг. – 2009. – № 5.

5. Донскова Л.И. Сфера сервиса: сущность, уровень развития, проблемы // Известия Томского политехнического университета. – 2006. – № 6.

6. Цзюньдун Ян. Российско-японские торгово-экономические отношения: положение и перспективы // Управленческое консультирование. – 2016. – № 9.

Актуальность вопросов управления персоналом для японских компаний, выходящих на российский рынок, сейчас не подвергается сомнению. Несмотря на экономические кризисы последних лет и падение интереса инвесторов к российским проектам, количество офисов и представительств японских компаний в одной только Москве превышает 190. Среди них такие известные мировые бренды, как UniQlo, Sony, Konika, Casio, NEC и другие. По итогам опроса японских компаний, работающих на российском рынке, о перспективах ведения бизнеса в России, проведенного по итогам 2015 года Японской организацией развития внешней торговли (JETRO), главным преимуществом России считаются масштабы рынка и огромные перспективы роста, что рождает ежегодный прирост числа офисов и представительств.

При выходе на рынок альтернативного государства любая компания испытывает ряд определенных сложностей: преодолевает языковой барьер, сталкивается с необходимостью изучать и эффективно применять законодательство государства, где открывается филиал или представительство, рассчитывать экономические и политические риски, оценивать эффективность проектов, планируемых к реализации, формировать команды проектов, а значит, привлекать персонал, который чаще всего подбирается и отбирается в стране предполагаемого присутствия. При формировании коллективов представительств, разработке и реализации стратегий управления кадрами важную роль играет менталитет и традиции той или иной страны.

Рассматривая опыт японского бизнеса, актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при выходе на российский рынок, необходимо отметить следующие:

– необходимость учитывать существующие стратегии управления персоналом и системы мотивации российских предприятий (например, наличие отпуска, количество дней которого закреплено в ТК РФ, жесткий («офисный») график работы и т.д.). Относительно японских предприятий можно отметить, что, как правило, начинающий сотрудник не может получить отпуск более 6 календарных дней в году (в эти дни входят и дни болезни); при этом брать даже эти несколько дней подряд считается не совсем приличным;

Для Цитирования:
Чинарёва Юлия Феликсовна, Актуальные вопросы мотивации персонала в сфере сервиса. Кадровик. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: