Пандемия вынудила людей дистанцироваться друг от друга и максимально возможно перейти в решении бытовых, трудовых, культурных и прочих задач в цифровое пространство. Государственные органы и частные организации массово перевели своих работников на дистанционную форму труда. Полученный за несколько месяцев 2020 г. опыт, безусловно, полезный и уникальный как для работников, так и для работодателей, может предопределить дальнейшие тенденции развития дистанционного труда.
В подобных условиях стал очевидным нормативный пробел в регулировании правоотношений в области дистанционной работы [1].
Анализ научных работ по теме при запросе в научной электронной библиотеке eLibrary по ключевому слову «телеработа» дает 118 результатов научных изысканий разного уровня.
До принятия поправок в 2013 г., регламентирующих дистанционный труд, исследователи использовали термин «телеработа» как в названии, так и в тексте. Связано это было, очевидно, с тем, что они обращались к опыту Европейского союза (ЕС) и США и активно развивали идею необходимости изменения российского трудового законодательства по примеру зарубежных стран (Штрик А.А., 2007; Алмаева Ю.О., 2011; Морозов П.Е., 2011).
После 2014 г. вместо термина «телеработа» стало чаще использоваться понятие «дистанционная работа», однако формат статей во многом не изменился: рассматривались проблемы неэффективности главы 49.1 ТК РФ (Рончка, 2015), предлагались направления дальнейшей реформы законодательства и необходимость обращения к зарубежному опыту (Васильева Ю.В., Шуралева С.В., 2014). Развитие телекоммуникационных сетей открыло еще одно направление для теоретического анализа — интернет-занятость, которая не была сопряжена с возникновением трудовых отношений, а, скорее, являлась их заменой (Зайцев Д.В., Аринушкина Н.С., 2017). При этом достаточно мало авторов говорят о том, возможно ли в условиях нашей страны развивать телеработу.
Полученный за несколько месяцев 2020 г. опыт, безусловно, полезный и уникальный как для работников, так и для работодателей, может предопределить дальнейшие тенденции развития дистанционного труда.