По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.3

Системный подход к решению задач управления на предприятии

Корнилов Г.И. профессор кафедры информационных систем и высшей математики, Институт делового администрирования (ИДА) Московского городского педагогического университета (МГПУ), г. Москва, окр. Зеленоград, микрорайон 11, корп. 1140,
Васильева О.Ю. кафедра экономики и финансов, Воронежская государственная лесотехническая академия (ВГЛТА) им. Г.Ф. Морозова г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8, Е-mail: vglta@vglta.vrn.ru
Шанин И.И. кафедра экономики и финансов, Воронежская государственная лесотехническая академия (ВГЛТА) им. Г.Ф. Морозова г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8, Е-mail: vglta@vglta.vrn.ru

Сложность задачи управления сравнительно большой производственной или структурной системой состоит в необходимости достижения в каждом конкретном случае общих, стоящих перед промышленными предприятиями целей — достижения максимума прибыли. Наибольший интерес представляют производственные и экономические системы. В обобщенном виде задачей системного подхода является совершенствование процесса управления производством и его экономикой. Поэтому вопросы сбора, хранения и обработки информации о производственных и экономических объектах на предприятии стоят на первом плане. В этой связи можно считать Теорию систем и системный анализ (ТССА) фундаментальным разделом экономики в целом и организации производства, в частности

Проблемой называется ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) и реально существующим выходом. Выход является необходимым, если его отсутствие создает угрозу существованию или развитию системы. Существующий выход обеспечивается существующей системой. Желаемый выход обеспечивается желаемой сис темой. Проблема — это разница между существующей и желаемой системой. Проблема может заключаться в предотвращении уменьшения выхода или же в увеличении выхода. Условие проблемы представляет существующую систему — «известное». Требование представляет желаемую систему.

Решение проблемы есть то, что заполняет промежуток между существующей и желаемой системами. Система, заполняющая промежуток, является объектом конструирования и называется решением проблемы.

Проблемы могут проявляться в симптомах. Систематически проявляющиеся симптомы образуют тенденцию. Обнаружение проблемы есть результат процесса идентификаций симптомов. Идентификация возможна при условии знания нормы или желательного поведения системы. За обнаружением проблемы следует прогнозирование ее развития и оценка актуальности ее решения, в т. ч. оценка состояния системы при нерешенной проблеме. Оценка состояния системы позволяет обосновать необходимость решения выявленной проблемы.

Процесс нахождения решения концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условия, цели и возможностей для нахождения соответствующего решения. Результатом идентификации является описание условия, цели и возможностей в терминах системных объектов («входа», «процесса», «выхода», «обратной связи», «ограничений»), свойств и связей, т. е. в терминах структур и входящих в них элементов.

Если структуры и элементы условия, цели и возможностей данной проблемы известны, идентификация имеет характер определения количественных отношений, а проблема называется количественной.

Если структура и элементы условия, цели и возможностей известны частично, идентификация имеет качественный характер, а проблема называется качественной или слабоструктуризованной.

Для Цитирования:
Корнилов Г.И., Васильева О.Ю., Шанин И.И., Системный подход к решению задач управления на предприятии. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: