По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль бренд-шефа

В чем отличие бренд-шефа от шеф-повара? Бренд-шеф — это человек-оркестр, специалист-практик очень высокого уровня. Профессии «бренд-шеф» формально нигде не учат, как правило, бренд-шефом становятся, уже поработав шеф-поваром не один год и сумев продемонстрировать не только творческие навыки, но и сильный менеджмент, бизнес-мышление, умение чувствовать тренды.

Чем отличается бренд-шеф от шеф-повара и какова его роль в вашем бизнесе? Прежде всего, надо понимать особенности деятельности бренд-шефа. Это уже не шеф-повар, которого нужно «постоянно мотивировать, чтобы он мотивировал» других поваров, чтобы он следил за персоналом, качеством, оборудованием. По сути, это топ-менеджер, лицо компании, которое приносит в ваш бизнес дополнительный доход. При этом контролирует работу и качество блюд и услуг не в одном ресторане, а в целой сети. Это не наемник, это партнер. Он продает вам свой профессиональный опыт за деньги или долю.

Это некий кухонный управленец высокого класса, шеф-повар со знанием рынка и маркетинга. Глубоко погружен в проект и специализируется на разработке блюд, с которыми позже вы вместе «заходите на рынок». В его задачах создание уникального торгового предложения, с учетом ряда факторов — таких как локация, объем рынка, ценности аудитории, покупательская способность и предпочтения. Он оценивает ситуацию и подбирает варианты подходящих торговых предложений. Самостоятельно знакомится с местным продуктовым рынком, посещает фермы, рынки, проводит переговоры с поставщиками. Смотрит на соблюдение санитарных правил у продавцов, безопасности сырья. Но что еще важнее — свежесть продуктов, их доступность и качество. Созданные блюда он представляет лично, обучает официантов и другой персонал, следит за соблюдением концепции.

По факту, бренд-шефу платят именно за то, что он знает намного лучше собственника. Какие блюда хорошо продаются, какие конкретно блюда вы можете делать в ваших условиях и которые, опять же, будут хорошо продаваться. Он хорошо понимает понятие концепции и важность следования ей, понимает понесенные вами убытки в случае провала. К тому же у него уже есть готовый портфель или наработки блюд с удачных проектов из других регионов. Этот человек непосредственно участвует в продажах, в том числе проводя мероприятия и мастер-классы, работая с гостями в зале и рассказывая потенциальной аудитории в медиа и интернет-пространстве.

На каких условиях он это с вами делает, какая у него заработная плата, мы сейчас не будем этого касаться, в каждом регионе свои цифры. Но видя перспективы сотрудничества, уверенный в себе специалист может работать на основе партнерства, а может и согласиться на меньшую зарплату ради собственной реализации. Всё зависит от перспектив и предоставляемых вами условий.

Если вы видите шеф-повара, который только готовит и у него неплохие блюда (красиво, вкусно, оригинально), возможно, это просто исполнитель, шеф-повар или фуд-стилист, цели у которого не заработать с вами на рынке, а заработать на вас. Соответственно, весь вышеперечисленный список задач ложится на чьи-то плечи.

Теперь перейдем к теме создания гастрономического меню. Оно начинается с составления списка доступной продукции от поставщиков на локальном рынке. То есть продукты, которые можно купить в вашем регионе, и делим этот список на две части.

Основной — продукты, которые вы можете покупать круглый год без перебоев в поставках, которые всегда в наличии, не сильно меняются в цене, и желательно, чтобы были не только у одной компании (запасной вариант). Это молоко, птица, какие-то овощи, крупы, шоколад, масло, заморозка и т. п. Из них, как несложно догадаться, будет сделано основное меню. Делим его на 5 основных групп — овощи, крупы, красное мясо, белое мясо и морепродукты. Одно за одним наполняя позиции меню, связывая полуфабрикаты между собой, с различными интерпретациями, добавив тот или иной ингредиент.

Сезонный — продукты, которые можно купить в конкретный период года, по адекватной цене. И на местном рынке, и среди импортных продуктов. По полученному циклу планируют основное сырье для сезонного меню. Составляя из них ценные полуфабрикаты, качественные и интересные, из которых уже получаются новые блюда. Несколько попыток, несколько вариантов.

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ БЛЮДА СФОКУСИРОВАН БОЛЬШЕ НА СОЗДАНИИ КАЧЕСТВЕННОГО РАБОЧЕГО МАТЕРИАЛА, НАСЫЩЕННОГО ЦВЕТА ПОЛУФАБРИКАТОВ, КАК СМЕШИВАНИЕ КРАСОК ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НУЖНОГО ОТТЕНКА, КОТОРЫМИ РИСУЕШЬ, ИЗ КОТОРЫХ ВЫСТРАИВАЕШЬ КОМПОЗИЦИЮ НА ТАРЕЛКЕ…

Из каждого уникального продукта — допустим, местная яблоня — можно сделать уникальную подачу блюда, что способствует вовлеченности гостя в «истории» или «теллинг», по-хорошему это нужно сопровождать каким-то действием. «Этот салат с заправкой из яблочного уксуса, сделанного нашим бренд-шефом из плодов антоновки местного сада», распыляя его из минипульверизатора в тарелку, на глазах у гостя, от которого идет аромат осенней спелой яблони. Даже грибной соус их собранных местных грибов уже несет в себе больше ценности, чем просто «грибной соус» в строке меню. Это один из самых эффективных способов передать концепцию гостю. Дизайн, интерьер — это, конечно, важная часть, но более материальная, а подача блюд это уже что-то более теплое и живое, потому что именно в этот момент происходит контакт с гостем и «продажа концепции».

Без экзотических продуктов довольно сложно создать что-то восхитительно - удивительное, капустой и свиной шеей сложно поразить гастрономическую публику. Вся эта экзотика по-хорошему должна быть в сезонном меню. Можно позволить себе пару позиций, но если только это обосновано потребительским спросом на эти позиции, но избежать этого можно такими способами.

Использование техники консервации, пресервов, маринации и прочих процессов с целью растягивания сроков реализации сезонной продукции без потери качества. Топинамбурные кремы, различные текстуры, эспупы из цветов, варенье из арбузных корок, соус из кольраби и много-много всего другого… Всё это невозможно без уже хорошо знакомой нам технологии вакуумирования и шоковой заморозки. Таким способом мы получаем полуфабрикаты из сезонных продуктов с возможностью использования в несезонное время за сезонную стоимость. Во время забоя скота получается выгодно приобрести молодую телятину у фермеров, вылов стерляди — продукт, который хорошо сохраняется в шокере. Мы заработали на этом? Конечно, заработали! Если купить продукты в сезон дешево, пока конкуренты торгуют биточками из зимнего перемерзшего сырья с глазировкой льдом от 10 %, у нас будет стерлядь по вкусу как охлажденная.

ДИЧЬ — В СЕЗОН ДИЧИ. ФРУКТЫ — В СЕЗОН ФРУКТОВ. ОВОЩИ — В СЕЗОН ОВОЩЕЙ. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РЫБЫ — В СЕЗОН ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЫБЫ. РАЗНОВИДНОСТЕЙ ПРОДУКТОВ ХВАТИТ НА СОТНИ СЕЗОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ВПЕРЕД.

Для меня близка концепция фьюжн — это прежде всего красивая подача, лаконичная и оригинальная. На мой взгляд, хорошо подготовившись, можно любые блюда можно сделать фьюжном. Но в данной концепции посуда играет немаловажную роль в подаче блюда, скорее, даже первичную. Я изначально выбираю посуду, и уже под нее формирую подачу блюд. Геометрия в блюдах, на мой взгляд, — это плохо. Должна быть творческая небрежность. Мазки, кисти, кляксы, разные текстуры, гармония красок, взрывная яркость — различные освоенные техники — это и есть подача блюд.

Десерты — это отдельная категория, применяя которую, советуем пользоваться услугами специалистов узкого профиля. На наш взгляд, для ресторана с хорошим бюджетом и хоть какими-то планами будет разумно прибегать к услугам шеф-поваров с такой же сезонностью, хотя бы раз в год. Это освежает заведение, создает концептуальные ценности в виде событий и традиций, придает статуса и даже приносит прибыль. На каких условиях это всё будет проходить и с какого уровня специалистами, зависит только от вашей смекалки, ну или бюджета в крайнем случае.

ПЛАНИРУЕМ СЕЗОННУЮ ПРОДУКТОВУЮ МАТРИЦУ И УЖЕ ИСХОДЯ ИЗ НЕЕ СОСТАВЛЯЕМ МЕНЮ.

Про оборудование скажу, что сейчас компании предоставляют хорошие базовые структуры основного оборудования. На концептуальные вещи требуется бюджет до 1 млн рублей, но на вещи осмысленные, которые, конечно же, смогут окупить себя хотя бы за год и принести хотя бы чуть больше этой стоимости дополнительно. Если оборудование для вас не зарабатывает — оно вам не нужно.

Юрий Голов, бренд-шеф ресторана «Сенкевич» (Омск)

Язык статьи:
Действия с выбранными: