По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Использование золошлаковых отходов при строительстве дорог

Ежегодно на территории Российской Федерации образуется около 20 млн т золошлаковых отходов, ненадлежащая утилизация которых оказывает отрицательное воздействие на экологию и здоровье граждан. Одним из эффективных способов утилизации ЗШО является использование их в сфере дорожного строительства, как это делают во многих странах. Однако в России этот способ не получил должной популярности. В рамках данной статьи рассмотрен опыт других стран в утилизации ЗШО, а также приведен анализ их воздействия, проведенный специалистами, занимавшимися исследованием в данном направлении.

Литература:

1. Малыхин Р. Н. Применение золошлаковых отходов в дорожном строительстве Кузбасса.

2. Официальная статистика по окружающей среде // Росстат.

3. Мелентьев В. А. Состав и свойства золы и шлаков ТЭС.

4. Борисенко Л. Ф. Перспективы использования золы угольных тепловых электростанции.

5. Самусева М. Н., Шишелова Т. И. Золошлаковые материалы — альтернатива природным материалам.

6. ОДМ 218.2.031–2013 Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве.

7. Lindon K. A. Properties and use of coal fly ash: Use of fly ash for road construction, runways and similar projects.

8. Hinweise zur Verwendung von Braunkohlenfl ugasche aus Kraftwerken mit Kohlenstaubfeue-rung im Erdbau.

9. Brooks R. M. Soil stabilization with fly ash and rice husk ash.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 г. на территории Российской Федерации выработка порядка 40 % электроэнергии была осуществлена при помощи ТЭС (теплоэлектростанций). В результате работы тепловых электростанций образовалось около 20 млн т золошлаков. Из этого объема утилизации была подвергнута лишь малая часть (менее 5 %) — порядка 800 тыс. т. При этом неутешительная ситуация, связанная с утилизацией указанных отходов, сохраняется на территории страны уже не первый год. Складирование золошлаков в больших объемах, в свою очередь, оказывает существенное отрицательное воздействие на экологию. В частности, загрязнению подвергаются вода, почва, а также воздух. Это негативно влияет на здоровье населения — именно поэтому данная проблема требует решения, и чем раньше, тем лучше. Существует ряд регионов, для которых проблема, связанная с утилизацией золошлаковых отходов, является наиболее актуальной — в их числе Кузбасс.

ЗШО (золошлаковые отходы) — это твердые продукты сгорания угля, которые преимущественно состоят из породообразующих компонентов. Если говорить о минеральной части угольного топлива, то ее состав следующий:

- 5–15 % — соединений (преимущественно кальция, железа и микроэлементов).

- 85–95 % — глинистых минералов, алевролитов, аргиллитов.

Внешне золошлаковые отходы представляют собой мелкозернистый материал, в котором треть составляют зерна, размер которых варьируется от 1 до 5 мм. На различных теплоэлектростанциях применяются золошлаки с разными характеристиками. Это связано с тем, что они зависят от состава угля, технологий, применяемых для подготовки топлива к сжиганию, метода сжигания, а также системы очистки от золы дымовых газов и способов ее перевозки в золоотвалы.

Если обратиться к опыту иностранных государств, то можно увидеть, что наиболее перспективным способом является их утилизация через дорожное строительство. Но, к сожалению, на территории Российской Федерации указанный метод дорожно-строительными компаниями используется очень редко. При этом достаточно часто можно столкнуться с призывами к использованию данного метода и обвинениями в нежелании решать имеющуюся проблему.

Для Цитирования:
Доценко Анастасия Львовна, Использование золошлаковых отходов при строительстве дорог. Сметно-договорная работа в строительстве. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: