Гемба японское слово и означает «фактическое место», т. е. место, где происходит какое-либо действие.
В японской промышленности слово «гемба» практически в такой же степени популярно, как и кайдзен. Оба понятия (и гемба, и кайдзен) являются абсолютно естественными для менеджмента японских компаний, и они используют его во благо своим компаниям.
В любой коммерческой компании регулярно происходят сотни различных видов действий, но только три из них напрямую связаны с извлечением прибыли: разработка, производство и продажа продукции. Именно без этих трех ключевых видов деятельности не может существовать ни одна коммерческая организация. Исходя из этого, слово «гемба» можно трактовать как место, где происходят все эти три ключевых действия. Но это слишком широкое и размытое определение, которое может больше навредить, чем принести какую-либо пользу.
В современных реалиях, менеджеры, занятые непосредственным внедрением инструментов бережливого производства на предприятиях, под словом «гемба» подразумевают только место создания продукции или услуги, уводя при этом в тень действия, связанные с разработкой и продажей продукции или услуги. Именно производством чаще всего пренебрегают менеджеры, рассматривая рабочее место только в качестве средства по извлечению прибыли.
Современный менеджмент готов уделять все вниманию маркетингу и продажам, пренебрегая производством, хотя именно на рабочих местах чаще всего и находятся широкие возможности, которые могут придать компании новый виток в развитии. Но не стоит думать, что с гемба можно столкнуться только на промышленных предприятиях. Вся уникальность данного термина заключается в том, что он всеобъемлющ и по-настоящему вездесущ, даже там, где его присутствие неочевидно.
Например, с гемба можно встретиться в сфере услуг – место, где потребители соприкасаются с услугами. Так, например, в гостинице гемба находится буквально повсюду: на входе, в номерах и барах, в местах регистрации новых посетителей. Готовы поспорить, что банковские сотрудники даже не подозревают, что работают в гемба, несмотря на их постоянное взаимодействие с клиентами. Офисные служащие, выполняющие административные функции, также находятся в постоянном взаимодействии с гемба, так как у большинства таких отделов есть свои «внутренние» потребители. А если вы решитесь позвонить по телефону японскому начальнику производства или менеджеру по качеству, то с большой долей вероятности вы услышите от секретаря традиционные извинения с последующим ответом: «Его нет, он в гемба».
В гемба любая ценность, которая способна удовлетворить потребность потребителя, обязательно должна добавляться к услугам или продукции. Именно это позволяет компаниям процветать и развиваться. На приведенной ниже схеме можно увидеть, что гемба расположена над организацией, что отражает ее особую значимость для компании. При таком взгляде на отношения «гемба-менеджмент» роль менеджмента сводится к обеспечению поддержки гемба, которая стоит над всем в структуре менеджмента. Все уровни менеджмента, начиная от высшего руководства и заканчивая менеджерами среднего звена, в первую очередь существуют для поддержания эффективности рабочих мест предприятия. Именно поэтому гемба и должна находиться в центре всех преобразований и являться источником всей информации, которая циркулирует от менеджмента к линейному персоналу, и наоборот. Менеджмент должен взаимодействовать с реалиями гемба, чтобы решать возникающие там проблемы и по возможности устранять имеющиеся ограничения.
К сожалению, в сегодняшних реалиях многие менеджеры не в состоянии адекватно воспринимать свою роль на производстве, рассматривая, например, главный конвейер предприятия как место, где всегда все делается не так, с большими опозданиями и неиссякаемым потоком бракованной продукции. При таком взгляде на отношения «гемба-менеджмент» роль менеджмента заключается в управлении политикой и ресурсами в гемба. Такое восприятие гемба менеджерами особенно характерно для западных компаний, где гемба фактически контролируется могущественными профсоюзами. При таком раскладе руководство всячески старается откреститься от вовлечения в работу, которая связана с гемба. Менеджеры попросту боятся производства и стараются занять себя работой, которая не соприкасается напрямую с производством. В такой обстановке работать с гемба приходится мастерам, которым руководство фактически разрешает делать все, что им захочется. Конечно, роль мастеров в гемба является одной из самых значимых, но им часто попросту не хватает базовых знаний и подготовки, чтобы управлять подобной работой.
Так сложилось исторически, что корпоративный персонал всегда стоит во главе и играет ведущую роль в отношении гемба. Ирония заключается в том, что этот самый персонал может не появляться в гемба месяцами, или только в случае чрезвычайной ситуации. Недостаток данной системы заключается в жестком разделении на тех, кто раздает указания, и на тех, кто их выполняет. Менеджеры склонны полагать, что их работа заключается в том, чтобы всегда говорить гемба, что делать. Но это ошибочный подход. Глядя на первый рисунок, где гемба находится сверху, менеджеры могут понять, что им надо слушать людей из гемба и учиться у них, чтобы оказать своевременную помощь. Именно при такой модели гемба становится источником здравого смысла и недорогих улучшений.
По материалам сайта lean-tech.ru