Глобальная пандемия существенно повлияла
на мировой экономический порядок в целом и
на отдельные экономики в частности.
Ситуация неопределенности сохраняется, и
переломный момент в борьбе с COVID-19 еще
относительно далек, поскольку вакцинация
если и проводится активно в ряде стран, то
затрагивает только часть населения,
преимущественно сотрудников сферы
здравоохранения и услуг. Особую роль в
поддержании и обеспечении благосостояния
населения в сложных эпидемиологических
условиях играет именно экономическая
политика. Асимметрия воздействия COVID-19 на
разные страны прослеживается по различным
экономическим (макроэкономическим)
показателям. Так, например, в России и
Франции — странах, являющихся предметом
сравнения в рамках настоящего
исследования, валовой внутренний продукт
продемонстрировал снижение, однако темп
такого снижения оказался неодинаков. В свою
очередь, дефицит государственного бюджета,
внутренний и внешний долг — все
продемонстрировало рост, что обусловлено
непредвиденными и экстренно необходимыми
расходами для ликвидации узких мест в сфере
здравоохранения, обеспечения населения
необходимым объемом товаров для
удовлетворения потребностей. Также в
статье показано, что введение локдаунов
(или режима самоизоляции) привело к
изменению покупательских предпочтений,
своеобразной «просадке» потребительского
спроса во Франции. Интересным в своем роде
является изучение динамики потребления
продуктов питания, энергетики и
производственных товаров, аутлайеров
показателей в 2020 г. Авторами установлено,
что на протяжении всего 2020 г. во внешней
торговле Российской Федерации наблюдается
положительное сальдо торгового баланса,
что даже в условиях снижения объемов
внешней торговли является положительным
трендом. С учетом представленного анализа
динамики макроэкономических показателей
авторы рассматривают актуальный опыт
Франции по борьбе с экономической
рецессией, в частности программы поддержки
граждан, бизнеса и предпринимательства. В
исследовании подчеркивается роль Франции
как страны, побудившей страны Евросоюза к
координации усилий всех стран, входящих в
Европейский союз, усилий в области
общественного здравоохранения, защиты
граждан и смягчения
социально-экономических последствий
эпидемии.