Цифровая трансформация современного
образования обусловливает появление
различных электронных средств обучения,
арсенал которых постоянно обновляется. Это
актуализирует необходимость оценки
потенциальных рисков здоровью обучающихся,
возникающих при применении новых цифровых
средств. В статье представлены результаты
исследования влияния использования
интерактивной панели (ИП) в школе на
функциональное состояние организма (ФСО) 85
обучающихся 3-х и 5-х классов с целью
обоснования безопасной для их здоровья
продолжительности применения указанного
электронного средства обучения на уроке.
Для достижения поставленной цели
применялся комплекс гигиенических,
физиологических, социологических,
статистических методов исследования.
Проведена оценка показателей умственной
работоспособности (УР), являющейся
интегральным показателем функционального
состояния организма детей, показателей
критической частоты слияния световых
мельканий (КЧСМ), психоэмоционального
состояния обучающихся. Время использования
ИП на уроке отслеживалось методом
хронометражных наблюдений за учебной
деятельностью. Выполнено
медико-социологическое исследование,
связанное с оценкой самочувствия 130
школьников в условиях применения ИП на
уроках. Полученные данные позволили
установить время использования
интерактивной панели на уроке, свыше
которого у большинства школьников отмечены
неблагоприятные показатели умственной и
зрительной работоспособности,
дискомфортное эмоциональное состояние.
Показано, что нерегламентированное
применение ИП обусловило появление у
обучающихся жалоб на ухудшение
самочувствия, в том числе боли в глазах,
головную боль, расплывчатость изображения,
ощущение мелькания перед глазами и др.
Выполнение обоснованных гигиенических
регламентов применения интерактивной
панели в течение урока будет
способствовать профилактике выраженного
утомления в процессе обучения и
возникновения школьно-обусловленных
заболеваний.