По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2208-05

Обоснование гигиенических регламентов использования интерактивной панели на школьном уроке

Александрова Ирина Эрнстовна д-р мед. наук, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2 стр. 1, е-mail: accialex@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-8664-1866
Айзятова Марина Викторовна соискатель, лаборатория комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2, стр. 1, е-mail: 9855123020@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0381-3253
Лашнева Ирина Павловна канд. мед. наук, лаборант-исследователь, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2, стр. 1, е-mail: iplash@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4115-2847
Березина Надежда Олеговна канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2, стр. 1, е-mail: nadberezina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7578-4485
Мирская Наталия Борисовна д-р мед. наук, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2, стр. 1, е-mail: n.mirskaya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0457-4795

Цифровая трансформация современного образования обусловливает появление различных электронных средств обучения, арсенал которых постоянно обновляется. Это актуализирует необходимость оценки потенциальных рисков здоровью обучающихся, возникающих при применении новых цифровых средств. В статье представлены результаты исследования влияния использования интерактивной панели (ИП) в школе на функциональное состояние организма (ФСО) 85 обучающихся 3-х и 5-х классов с целью обоснования безопасной для их здоровья продолжительности применения указанного электронного средства обучения на уроке. Для достижения поставленной цели применялся комплекс гигиенических, физиологических, социологических, статистических методов исследования. Проведена оценка показателей умственной работоспособности (УР), являющейся интегральным показателем функционального состояния организма детей, показателей критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ), психоэмоционального состояния обучающихся. Время использования ИП на уроке отслеживалось методом хронометражных наблюдений за учебной деятельностью. Выполнено медико-социологическое исследование, связанное с оценкой самочувствия 130 школьников в условиях применения ИП на уроках. Полученные данные позволили установить время использования интерактивной панели на уроке, свыше которого у большинства школьников отмечены неблагоприятные показатели умственной и зрительной работоспособности, дискомфортное эмоциональное состояние. Показано, что нерегламентированное применение ИП обусловило появление у обучающихся жалоб на ухудшение самочувствия, в том числе боли в глазах, головную боль, расплывчатость изображения, ощущение мелькания перед глазами и др. Выполнение обоснованных гигиенических регламентов применения интерактивной панели в течение урока будет способствовать профилактике выраженного утомления в процессе обучения и возникновения школьно-обусловленных заболеваний.

Литература:

1. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России. Российский педиатрический журнал. 2018; 21 (1): 31–37.

2. Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021; 100 (9): 903–909.

3. Александрова И.Э., Степанова М.И., Айзятова М.И. Обеспечение безопасных для здоровья условий обучения школьников в цифровой образовательной среде. Санитарный врач. 2019. 5: 48–52.

4. Валагин А., Колесникова К., Мальков Д., Мерзляков Р. Классная цифра. Ноутбуки и скоростной интернет прописались в сельских школах. Российская газета — федеральный выпуск № 189 (8243) от 25.08.2020. https://rg.ru/2020/08/25/ reg-sibfo/noutbuki-i-skorostnoj-internet-propisalis-v-selskih-shkolah.html (дата обращения 01.06.2021).

5. Филькина О.М., Воробьева Е.А., Долотова Н.В., Кочерова О.Ю., Малышкина А.И. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников. Анализ риска здоровью. 2020; 4: 76–83. doi: 10.21668/health.risk/2020.4.08

6. Новикова И.И., Зубковкая Н.А., Романенко С.П., Кондращенко А.И. Лобкис М.А., Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020; 14 (2): 95–103.

7. Jian Wang, Mei Li, Daqiao Zhu, Yang Cao Smartphone Overuse and Visual Impairment in Children and Young Adults: Systematic Review and Meta-Analysis. J Med Internet Res. 2020; 22 (12): e21923. doi: 10.2196/21923

8. Zou Y, Xia N, Zou Y, Chen Z, Wen Y. Smartphone addiction may be associated with adolescent hypertension: a cross-sectional study among junior school students in China. BMC Pediatr. 2019; 19 (1): 310. doi: 10.1186/s12887-019-1699-9

9. Gary W. Small, Jooyeon Lee, Aaron Kaufman, Jason Jalil, Prabha Siddarth, Himaja Gaddipati, Teena D. Moody, Susan Y. Bookheimer. Brain health consequences of digital technology use. Dialogues Clin Neurosci. 2020; 22 (2): 179–187. doi: 10.31887/DCNS.2020.22.2

10. Ra CK, Cho J, Stone MD, et al Association of digital media use with subsequent symptoms of attention-deficit/ hyperactivity disorder among adolescents. JAMA. 2018; 320 (3): 255–263.

11. Cristina Alvarez-Peregrina С, Miguel Ángel Sánchez-Tena, Clara Martinez-Perez, Cesar Villa-Collar. The Relationship Between Screen and Outdoor Time With Rates of Myopia in Spanish Children. Front Public Health. 2020; 8: 560378. doi: 10.3389/fpubh.2020.560378

12. Айзятова М.В., Александрова И.Э., Мирская Н.Б., Исакова Н.В., Вершинина М. Г., Фисенко А.П. Влияние использования интерактивных панелей в процессе учебных занятий на основные параметры внутришкольной среды. Здоровье населения и среда обитания. 2021; 2 (335): 17–23.

13. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров. Методические рекомендации. Под ред. Г.Н. Сердюковской. М., 1987; 91 с.

14. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б. З., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. Обоснование гигиенических требований к использованию интерактивной доски в учебном процессе. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 5 (254): 12–14.

15. Березина Н.О., Александрова И.Э., Айзятова М.В., Мирская Н.Б. Использование интерактивных панелей на уроке и самочувствие школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2021; 29 (10): 22–26. doi: https:// doi. org/10.35627/2219–5238/2021-29-10-22-26

1. Kuchma V.R. Medical and preventive basis for the health of students in the Decade of Childhood in Russia. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal (Russian pediatric journal). 2018; 21 (1): 31–37. (in Russian)

2. Kuchma V.R., Polenova M.A., Stepanova M.I. Informatization of education: medical and social problems, technologies for ensuring hygienic safety of students. Gigiena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2021; 100 (9): 903–909. (in Russian)

3. Aleksandrova I. E., Stepanova M. I., Ayzyatova M. I. Ensuring healthy learning conditions for schoolchildren in a digital educational environment. Sanitarnyy vrach (Sanitary doctor). 2019. 5: 48–52. (in Russian)

4. Valagin A, Kolesnikova K, Malkov D, Merzlyakov R. Cool figure. Laptops and high-speed Internet are registered in rural schools. Rossiyskaya Gazeta-Federal issue No. 189 (8243) of 25.08.2020 https://rg.ru/2020/08/25/reg-sibfo/noutbuki-i-skorostnoj-internet-propisalis-v-selskih-shkolah.html (accessed 1.06.2021). (in Russian)

5. Dolotova NV, Filkina OM, Vorob’eva EA, Kocherova OYu, Malyshkina A. I. The duration of the use of digital devices as one of the risk factors for the development of myopia in schoolchildren. Analiz riska zdorov’yu (Health Risk Analisis). 2020; 4: 76–83. (In Russian)

6. Novikova I. I., Zubtsovskaya N.A., Romanenko S.P., Kondrashenko A. I., Lobkis M.A. Effects of mobile phones on children’s and adolescents’ health. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya (The Science of Person: Humanitarian Researches). 2020; 2: 95–103. doi: 10.17238/issn1998–5320.2020.14.2.16 (in Russian)

7. Jian Wang, Mei Li, Daqiao Zhu, Yang Cao Smartphone Overuse and Visual Impairment in Children and Young Adults: Systematic Review and Meta-Analysis. J Med Internet Res. 2020; 22 (12): e21923. doi: 10.2196/21923

8. Zou Y, Xia N, Zou Y, Chen Z, Wen Y. Smartphone addiction may be associated with adolescent hypertension: a cross-sectional study among junior school students in China. BMC Pediatr. 2019; 19 (1): 310. doi: 10.1186/s12887-019-1699-9

9. Gary W. Small, Jooyeon Lee, Aaron Kaufman, Jason Jalil, Prabha Siddarth, Himaja Gaddipati, Teena D. Moody, Susan Y. Bookheimer. Brain health consequences of digital technology use. Dialogues Clin Neurosci. 2020; 22 (2): 179–187. doi: 10.31887/DCNS.2020.22.2

10. Ra CK, Cho J, Stone MD, et al Association of digital media use with subsequent symptoms of attention-deficit/hyperactivity disorder among adolescents. JAMA. 2018; 320 (3): 255–263.

11. Cristina Alvarez-Peregrina С, Miguel Ángel Sánchez-Tena, Clara Martinez-Perez, Cesar Villa-Collar. The Relationship Between Screen and Outdoor Time With Rates of Myopia in Spanish Children. Front Public Health. 2020; 8: 560378. doi: 10.3389/fpubh.2020.560378

12. Ayzyatova MV, Aleksandrova IE, Mirskaya NB, Isakovа NV, Vershinina MG, Fisenko AP. The impact of using interactive panels in the learning process on the main parameters of the indoor school environment. Zdorov’e Naseleniya i Sreda Obitaniy (Public health and life environment). 2021; 2 (335): 17–23. (in Russian) doi: https://doi.org/10.35627/2219–5238/2021-335-2-15-21

13. Unifitsirovannaya metodika gigienicheskogo izucheniya organizatsii usloviy i rezhima uchebnykh zanyatiy s ispol’zovaniem komp’yuterov. [Otdelnova K.A. Determination of the required number of observations in social and hygienic studies The unified technique of hygienic studying of the organization of conditions and the mode of studies with use of computers]. Metodicheskie rekomendatsii. Pod.red. G.N. Serdyukovskoy. — M., 1987. — 91 p. (in Russian)

14. Stepanova M. I., Alexandrova I. E., Sazanyuk Z. I., Voronova B.Z., Lashneva I.P., Shumkova T.V. Substantiation of hygienic requirements for the use of an interactive whiteboard in the educational process. Zdorov’e Naseleniya i Sreda Obitaniya (Public health and life environment). 2014; 5 (254): 12–14. (in Russian)

15. Berezina NO, Alexandrova IE, Ayzyatova MV, Mirskaya NB. The use of interactive panels in the classroom and health of schoolchildren. Zdorov’e Naseleniya i Sreda Obitaniya (Public health and life environment). 2021; 29 (10): 22–26. (In Russian) doi: https://doi.org/10.35627/2219–5238/2021-29-10-22-26

Приоритет охраны здоровья детей для государственной политики страны отражается в существующем законодательстве и в новых документах, принимаемых с учетом современных вызовов и опасностей здоровью молодого поколения.

В плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г. ставятся задачи по созданию благоприятных условий для гармоничного развития детей, профилактике заболеваемости среди них, созданию безопасного информационного пространства для детей и т. д. [1]. Это получило развитие и в реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография»1.

Перед профилактической медициной стоит задача устранения и снижения рисков для здоровья детей и подростков, обусловленных потенциально вредными факторами среды, среди которых важнейшая роль принадлежит внутришкольным факторам, поскольку обучающийся подвергается их воздействию ежедневно в течение десятка лет.

Сегодня в школьном образовании наблюдается активное использование электронных средств обучения [2, 3]. Среди последних превалируют средства коллективного применения — электронные доски, постепенно вытесняющие обычные меловые. Эволюция развития и преобразования школьных досок привела к появлению так называемых интерактивных панелей, представляющих собой большие мультисенсорные ЖК-дисплеи со встроенной операционной системой.

Интерактивная панель (ИП) имеет ряд преимуществ: это полнофункциональное устройство с процессором, специальным программным обеспечением и ресурсом памяти, поэтому не нуждается в дополнительном оборудовании, в отличие от интерактивной доски (проекционного типа), при работе с которой требуется настройка проектора и компьютера, а изображение на поверхность выводится с помощью светового луча, следовательно, может закрываться тенью человека, находящегося у доски. ИП по сути является «большим компьютером».

Панели постепенно вытесняют из учебного процесса современных школьников остальные виды досок. К началу 2020–2021 учебного года в рамках национального проекта РФ «Образование» в школы страны было поставлено почти 2000 интерактивных досок и панелей [4].

Для Цитирования:
Александрова Ирина Эрнстовна, Айзятова Марина Викторовна, Лашнева Ирина Павловна, Березина Надежда Олеговна, Мирская Наталия Борисовна, Обоснование гигиенических регламентов использования интерактивной панели на школьном уроке. Санитарный врач. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: