В настоящей статье предложены способы и
технические решения адаптации двигателя
ММЗ Д-243, обеспечивающие высокое исключение
выбросов NOx и сажи в атмосферу при работе
дизельного двигателя по газодизельному
процессу. В качестве топлива используется
смесь пропана и бутана. При использовании
параллельно нескольких систем управления
двигателем, таких как системы рециркуляции
отработавших газов, распределенной подачи
газа и нейтрализации отработавших газов с
подсистемой впрыска мочевины, соблюдаются
нормы выбросов, соответствующие стандарту
«Евро-5». Авторами предложены технические
решения, обеспечивающие работу дизельного
двигателя в режиме «газодизель» по
двухтопливной схеме, обеспечивающей
замещение дизельного топлива до 85 % без
снижения технических характеристик
дизельного двигателя, межсервисного
интервала и с улучшенными экологическими
характеристиками. Для проведения
эксперимента использовались технические
решения, разработанные и изготовленные
авторами в стенах лаборатории. Определение
эффективности очищения выпускных газов
проводилось на нагрузочном стенде,
полностью оборудованном для проведения
испытаний двигателей внутреннего сгорания.
Эксперименты показали эффективность
использования автоматизированной
двухтопливной системы, адаптированной к
работе на пропан-бутане с параллельно
включенными системами отслеживания и
корректирования экологических показателей
на выпуске. Благодаря автоматизированной
системе данный двигатель соответствует
экологическому стандарту «Евро-5». В
результате проведенных исследований
коллективом авторов были получены
результаты и выводы, подтверждающие, что
данная система при незначительных
конструктивных изменениях позволяет
получить возможность использования
пропана-бутана в качестве моторного
топлива в дизельных двигателях и исключить
неблагоприятные выбросы при работе на газе.