Сложность применения трудового законодательства из-за наличия в нем разнообразных дефектов (коллизий, правовых пробелов и др.), а также различия в его толковании и понимании работниками и работодателями приводят к разногласиям между ними и возникновению индивидуальных трудовых споров. В статье уделено внимание развитию новых превентивных механизмов на примере портала Онлайнинспекция.рф, направленных на урегулирование разногласий между сторонами трудового отношения путем повышения их правовой информированности. Особое внимание уделено сервисам, появившимся на портале Онлайнинспекция.рф и открывающим новые возможности по их использованию работниками и работодателями в целях повышения информированности и предотвращения возникновения индивидуальных трудовых споров.
Соблюдение трудового законодательства является ключевым условием обеспечения социальной стабильности и реализации трудовых прав граждан. Однако на практике нарушения со стороны работодателей остаются распространенным явлением, что требует эффективных механизмов правового реагирования. Административная ответственность за нарушения трудового законодательства выступает одним из основных инструментов воздействия на недобросовестных работодателей, однако ее правовая природа, порядок применения и эффективность продолжают вызывать дискуссии в научной и правоприменительной среде. В статье рассматриваются спорные аспекты правовой природы административной ответственности работодателя, проблемы разграничения подсудности, двойной ответственности, а также квалификации отдельных составов правонарушений. Особое внимание уделяется вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики в целях повышения защиты трудовых прав.
Достижение национальных целей РФ невозможно без учета современных реалий функционирования государства, а также без создания эффективной системы защиты трудовых прав и обеспечения социальной поддержки. Среди субъектов трудового права на данном этапе его развития можно выделить новый субъект — работники — участники специальной военной операции (далее — СВО). В связи с важностью реализации ими своих трудовых прав законодателем им предоставлены дополнительные гарантии в сфере труда и социального обеспечения. В статье рассмотрены отдельные особенности правового статуса, правового регулирования, проблемы правоприменения в сфере труда и социального обеспечения в парадигме национальных целей Российской Федерации, связанных с реализацией задач СВО.
В проводимом исследовании автор акцентирует внимание на вопросах переквалификации гражданскоправовых договоров в трудовые. В ходе анализа судебной практики автор приходит к выводу, что, несмотря на подробные разъяснения, которые в 2021 году дал Верховный Суд РФ относительно признаков, по которым можно квалифицировать «подмену» трудовых отношений гражданско-правовыми, на практике работодатели все еще не отказываются от гражданско-правовых договоров ввиду их выгоды. Исходя из проведенного анализа судебной практики, автор выводит часто встречающиеся положения, которых необходимо избегать в целях нивелирования рисков переквалификации договора в трудовой.
Требования к работе с персональными данными Ужесточаются. С 30 мая 2025 года вступили в силу новые штрафы по Федеральному закону № 420-ФЗ — размеры наказаний увеличились в разы. В статье рассмотрено, как правильно организовать работу с данными работников.
В статье рассматривается правовое регулирование охраны труда в системах государственной и муниципальной службы Российской Федерации. Анализируется влияние риск-ориентированного подхода на процедуры специальной оценки условий труда, обучения и проверки знаний, обязательных медицинских осмотров, обеспечения средствами индивидуальной защиты и расследования несчастных случаев, включая учет микроповреждений. Подчеркивается роль государственного надзора и профилактических механизмов, а также участие профсоюзов и общественных организаций в общественном контроле. Отмечается многоуровневый характер регулирования и разнообразие служебных функций, определяющих специфику реализации требований охраны труда в публичном секторе.
Статья посвящена анализу правового регулирования и практики дистанционного предрейсового медицинского освидетельствования водителей в Российской Федерации в условиях цифровизации транспортной отрасли. Актуальность темы обусловлена официальным введением с 1 сентября 2023 г. дистанционного формата медицинских осмотров, что требует комплексного осмысления новых требований к техническому оснащению, идентификации личности и юридически значимой фиксации результатов. Рассмотрены ключевые нормативные акты, определяющие порядок проведения дистанционных осмотров, а также меры административной ответственности за нарушение установленных процедур. На основе анализа судебной практики выявлены основные правовые риски и пробелы, связанные с использованием телемедицинских технологий, в том числе вопросы сертификации программно-аппаратных комплексов, оформления электронных записей и участия медицинских работников. Отмечается, что, несмотря на повышение доступности и оперативности контроля состояния здоровья водителей, дистанционный формат сопровождается рядом организационных и правовых вызовов, требующих дальнейшего совершенствования законодательства.
Как в случае увольнения оформить гражданину замену неиспользованных отгулов деньгами? На этот вопрос и другие отвечают эксперты правового консалтинга Гарант.