АСУ ТП электрических подстанций/станций (ПС) являются неотъемлемой частью системы управления единой национальной электрической сетью России (ЕНЭС). Современная АСУ ТП ПС представляет собой программно-аппаратный комплекс (ПАК), состоящий из технических и программных средств, предназначенный для контроля и управления электрооборудованием, а также для организации диспетчерского управления. С начала внедрения современных АСУ ТП ПС в РФ использовался опыт и оборудование таких международных компаний, как ABB, Siemens, AREVA, General Electric, Schneider Electric, Sprecher Automation и других. В настоящее время их доля в электроэнергетике РФ составляет значительную величину. С 2022 года техническая поддержка иностранных АСУ ТП ПС в РФ была односторонне прекращена, и модернизация АСУ ТП ПС, построенных на зарубежных решениях, практически невозможна. Кроме того, для обеспечения энергетической безопасности РФ были введены новые дополнительные требования — переход до 01.01.2030 от существующих ПАК к так называемым доверенным ПАК (ДПАК). В случае неисполнения указанных предписаний перехода на ДПАК предусмотрена уголовная или административная ответственность. Ввиду того, что зарубежные организации покинули рынок АСУ ТП ПС в РФ и не планируют локализовывать производство для соответствия требованиям к доверенным ПАК, перед отечественными организациями открывается окно возможностей по модернизации и замене АСУ ТП зарубежного производства.
В статье рассматриваются основные различия между силовыми трансформаторами и автотрансформаторами, их преимущества и недостатки, а также перспективные технологии, улучшающие их характеристики. Особое внимание уделено новым изоляционным материалам, интеллектуальным системам диагностики, усовершенствованным магнитопроводам, экологически чистым жидкостям охлаждения и сверхпроводниковым технологиям. Развитие этих направлений способствует повышению надежности, энергоэффективности и экологической безопасности энергосистем.
Описана методика определения пиковой мощности солнечных батарей фотоэлектрической станции посредством автоматизированной системы расчетов "Photovoltaic Geographical Information System". Приведен пример использования методики. Сделан вывод.
В данной статье рассматриваются пути совершенствования средств измерения основных параметров электрической энергии — напряжения, тока, мощности и энергии, а также вопросы повышения точности, метрологических характеристик и соответствия современным требованиям. На основе экспериментальных данных представлены преимущества нового интеллектуального измерительного прибора, показатели его погрешностей и сравнение с другими устройствами в виде графиков и таблиц.
Приведены типовые решения в части защит безопасности УКТС. Защиты УСБТ формируют сигналы на запуск исполнительных механизмов систем безопасности, пуск аварийных источников питания (дизель-генераторов), на закрытие локализующей арматуры технологических систем с целью автоматизации процессов отвода тепла от рабочего участка, локализации гермообъема при аварийных ситуациях. При срабатывании защиты накладывается запрет на отработку всех алгоритмов управления, кроме необходимых для выполнения защитных действий. Для параметров, участвующих в формировании критериев срабатывания защит, как правило, предусматривается раздельная сигнализация о достижении параметром предупредительной уставки и аварийной уставки сигнализации. Срабатывание технологических защит сопровождается выдачей информации оперативному персоналу о первопричине, вызвавшей их работу, и сигнализацией о срабатывании защиты. Действие защит не должно препятствовать работе оборудования в режимах пуска и останова. Отключение и последующее включение защит, препятствующих осуществлению этих режимов, производится автоматически по условиям работы оборудования.
Воздушные линии связи (ВЛС) и воздушные линии электропередачи (ВЛЭ) представляют собой экономически выгодное решение для прокладки коммуникационных и энергетических сетей, характеризующихся низкими затратами, простотой монтажа и доступностью в труднодоступных регионах. Тем не менее, работы на опорах ВЛС и ВЛЭ сопряжены с повышенным риском падений с высоты. В данной статье обсуждаются вопросы безопасности при выполнении подобных работ, акцентируется внимание на развитии и внедрении комплекса технических, технологических и организационных мер для снижения вероятности несчастного случая.
В статье рассматриваются основные этапы и методы изготовления полупроводниковых интегральных микросхем (ИМС), начиная с традиционной планарной технологии и фотолитографии и заканчивая современными инновационными подходами. Описываются ключевые материалы, процессы и оборудование, используемые в производстве ИМС, а также анализируются перспективы развития данной области.
Анализируется опыт Японии по хранению и применению водорода для электродвижения. Отмечается, что в отличие от мирового тренда на ускоренный переход на электромобили с большими аккумуляторными батареями (АБ), японские производители делают ставку на водородомобили с использованием топливных элементов (ТЭ). Сравнивается германский и японский подход к выбору типа электродвижения и рекомендуется в долгосрочной перспективе для России последний вариант. Приведена структура водородомобиля и ТЭ, а также приведен сопоставительный анализ применяемости АБ и ТЭ.