Сегодня одним из условий успешного осуществления непрерывного музыкально-вокального образования являются высокие требования к мастерству и конкурентоспособности работников творческих вузов. Современный педагог по вокалу — не просто тот человек, который готовит к театральной сцене будущего певца. Навыки и знания педагога должны быть куда шире [8]. Например, никого сегодня не удивит, что учитель будущих вокалистов — это старший наставник, для которого голос ученика является уникальным инструментом, требующим особого подхода [3]. Педагог по вокалу — еще и немного лор-врач. Как можно учить вокалу, не имея базовых представлений о строении голосового аппарата, его работе и возможностях функционирования? [6; 7] Преподавателю просто необходимо быть и в чем-то психологом, от психоэмоционального состояния как ученика, так и учителя зависит многое, если не всё в идеальном пении. Но есть еще одна область компетенций, которая необходима для прогрессивного педагога. Речь идет о физике. Некоторых может поразить такой ход мыслей, но давайте тогда разберемся с азами понятия звука и поговорим непосредственно о процессе пения.
Звук представляет собой не что иное, как физическое явление [1]. Под звуком мы понимаем распространение механических колебаний в газообразной среде. Колебания рассматриваются по отношению к тому, как они воспринимаются органами чувств человека. Давно известно, что звук характеризуется несколькими параметрами: высотой, силой, звуковым спектром. Высота звука напрямую зависит от частоты колебаний источника самого звука. Колебания происходят с определенной периодичностью и измеряются в герцах. Далее рассмотрим понятие силы звука (громкости), которая зависит от амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее сам звук. У силы звука есть своя единица измерения — децибел. Последняя характеристика звука — это звуковой спектр, т.е. тембр [9]. Звуковой спектр представляет собой совокупность неких добавочных колебаний, именуемых обертонами. Особенно отчетливо мы можем наблюдать данную характеристику звука в музыке и пении.