По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.02 DOI:10.33920/nik-02-2207-05

Звуковая эмиссия в вокале

Шеремет Сергей Владимирович профессор кафедры искусства Московского гуманитарного университета, заслуженный артист Украины, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: sher-2170@mail.ru

Вся обучающая деятельность преподавателя высшего учебного заведения в области вокала прежде всего направлена на формирование профессиональных компетенций студента, совокупность которых будет способствовать раскрытию творческого потенциала личности, развитию высокого музыкального интеллекта, духовной культуры, артистических и певческих умений и навыков. В статье уделяется внимание такой важной педагогической проблеме в рамках образования по направлению «Вокальное искусство», как звуковая эмиссия.

Литература:

1. Анфилов Г.В. Физика и музыка / Г.В. Анфилов — М.: Детская литература, 1964. — 187 с.

2. Аронов А.А. Русский гений Федор Шаляпин // Вокальное образование начала XXI века [Текст]: материалы науч.-практ. конф., посвящ. пятилетию вокального фак. МГУКИ: сб. науч. ст. / [науч. ред. М.Б. Сидорова]. — Москва: МГУКИ. — Вып. 5. — 2008. — С. 64–68.

3. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления… автореф. дис. д-ра. пед. наук. — М., 2003.

4. Беседы Л.Д. Дмитриева в «Ла Скала». Николай Гяуров. — URL: Беседы Л.Д. Дмитриева в «Ла Скала». НИКОЛАЙ ГЯУРОВ. | ВКонтакте (vk.com)

5. Дмитриев Л.Д. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве. — М., 2002 // Звезды мировой оперной сцены рассказывают. Цена успеха / пер. с итал. И.Г. Константиновой. — СПб: Издательство «Лань», 2012. — 336 с.

6. Егоров A.M. Гигиена голоса и его физиологические основы [Текст] / Под общ. ред. Н.И. Жинкина. — М.: Музгиз, 1962. — 172 с.

7. Ермолаев В.Г. Руководство по фониатрии [Текст] / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. — Л.: Медицина. Ленингр. отделение, 1970. — 271 с

8. Нестеренко Е.Е., Морозов В.П. Вокальное искусство и наука: актуальность творческого союза // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 4. — С. 105– 115.

9. Перельман Я.И. Занимательная физика: книга 2 «Звук. Волнообразное движение» / Я.И. Перельман. — М.: Наука, 1983. — 330 с.

10. Секреты вокальной техники раскрывают великие оперные певцы [Текст] / Международная Школа Вокального Мастерства; [пер. с англ. Александра Розинкина]. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: АИР, 2014. — 363 с.

1. Anfilov G.V. Fizika i muzyka / G.V. Anfilov — M.: Detskaya literatura, 1964. — 187 s.

2. Aronov A.A. Russkiy geniy Fedor Shalyapin // Vokal'noye obrazovaniye nachala XXI veka [Tekst]: materialy nauch.-prakt. konf., posvyashch. pyatiletiyu vokal'nogo fak. MGUKI: sb. nauch. st. / [nauch. red. M.B. Sidorova]. — Moskva: MGUKI. — Vyp. 5. — 2008. — S. 64–68.

3. Bazikov A.S. Muzykal'noye obrazovaniye v sovremennoy Rossii: osnovnyye protivorechiya i puti ikh preodoleniya… avtoref. dis. d-ra. ped. nauk. — M., 2003.

4. Besedy L.D. Dmitriyeva v «La Skala». Nikolay Gyaurov. — URL: Besedy L.D. Dmitriyeva v «La Skala». NIKOLAY GYAUROV. | VKontakte (vk.com)

5. Dmitriyev L.D. Solisty teatra «La Skala» o vokal'nom iskusstve. — M., 2002 // Zvezdy mirovoy opernoy stseny rasskazyvayut. Tsena uspekha / per. s ital. I.G. Konstantinovoy. — SPb: Izdatel'stvo «Lan'», 2012. — 336 s.

6. Yegorov A.M. Gigiyena golosa i yego fiziologicheskiye osnovy [Tekst] / Pod obshch. red. N.I. Zhinkina. — M.: Muzgiz, 1962. — 172 s.

7. Yermolayev V.G. Rukovodstvo po foniatrii [Tekst] / V.G. Yermolayev, N.F. Lebedeva, V.P. Morozov. — L.: Meditsina. Leningr. otdeleniye, 1970. — 271 s.

8. Nesterenko Ye.Ye., Morozov V.P. Vokal'noye iskusstvo i nauka: aktual'nost' tvorcheskogo soyuza // Psikhologicheskiy zhurnal. — 1984. — T. 5. — № 4. — S. 105– 115.

9. Perel'man YA.I. Zanimatel'naya fizika: kniga 2 «Zvuk. Volnoobraznoye dvizheniye» / YA.I. Perel'man. — M.: Nauka, 1983. — 330 s.

10. Sekrety vokal'noy tekhniki raskryvayut velikiye opernyye pevtsy [Tekst] / Mezhdunarodnaya Shkola Vokal'nogo Masterstva; [per. s angl. Aleksandra Rozinkina]. — Izd. 2-ye, pererab. i dop. — M.: AIR, 2014. — 363 s.

Сегодня одним из условий успешного осуществления непрерывного музыкально-вокального образования являются высокие требования к мастерству и конкурентоспособности работников творческих вузов. Современный педагог по вокалу — не просто тот человек, который готовит к театральной сцене будущего певца. Навыки и знания педагога должны быть куда шире [8]. Например, никого сегодня не удивит, что учитель будущих вокалистов — это старший наставник, для которого голос ученика является уникальным инструментом, требующим особого подхода [3]. Педагог по вокалу — еще и немного лор-врач. Как можно учить вокалу, не имея базовых представлений о строении голосового аппарата, его работе и возможностях функционирования? [6; 7] Преподавателю просто необходимо быть и в чем-то психологом, от психоэмоционального состояния как ученика, так и учителя зависит многое, если не всё в идеальном пении. Но есть еще одна область компетенций, которая необходима для прогрессивного педагога. Речь идет о физике. Некоторых может поразить такой ход мыслей, но давайте тогда разберемся с азами понятия звука и поговорим непосредственно о процессе пения.

Звук представляет собой не что иное, как физическое явление [1]. Под звуком мы понимаем распространение механических колебаний в газообразной среде. Колебания рассматриваются по отношению к тому, как они воспринимаются органами чувств человека. Давно известно, что звук характеризуется несколькими параметрами: высотой, силой, звуковым спектром. Высота звука напрямую зависит от частоты колебаний источника самого звука. Колебания происходят с определенной периодичностью и измеряются в герцах. Далее рассмотрим понятие силы звука (громкости), которая зависит от амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее сам звук. У силы звука есть своя единица измерения — децибел. Последняя характеристика звука — это звуковой спектр, т.е. тембр [9]. Звуковой спектр представляет собой совокупность неких добавочных колебаний, именуемых обертонами. Особенно отчетливо мы можем наблюдать данную характеристику звука в музыке и пении.

Для Цитирования:
Шеремет Сергей Владимирович, Звуковая эмиссия в вокале. Ученый совет. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: