По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Звезда своего времени

По мере развития метро в России постоянно совершенствовались и обновлялись модификации подвижного состава. Метровагоностроение для столичной подземки прошло большой путь от А до «Москвы-2024». В прошлом году исполнилось 85 лет с момента постройки первого вагона типа Г.

Первенцами Мытищинского машиностроительного завода для Московского метрополитена стали вагоны типа А, изготовленные специально к открытию подземки в 1935 году. Уже через два года для второй очереди метро первоначальную серию усовершенствовали до типа Б — она, в частности, получила улучшенную систему вентиляции.

Третьей по хронологии линией Московского метрополитена стала ныне известная как Замоскворецкая, а при открытии в 1938 году она называлась Горьковским радиусом.

Еще с ее проектированием возникла идея новой модификации поездов. И вот в 1936-м началась разработка вагона типа Г. Здесь стоит отметить, что уже после Великой Отечественной войны «алфавитный пробел» был заполнен вагонами типа В (военные) — адаптированными трофейными вагонами Берлинского метрополитена. Но вернемся к герою нашего рассказа.

В 1939 году выпуском вагонов типа Г занялись одновременно два предприятия — Мытищинский машиностроительный завод и «Динамо». Первый моторный вагон нового типа совершил пробный рейс летом 1940 года. После поступления еще четырех аналогичных вагонов из них был составлен поезд, который сначала прошел двухмесячные испытания, а уже осенью того же года был введен в опытную эксплуатацию. Всего в 1939 году было выпущено шесть вагонов нового типа.

Главной особенностью новинки стало изменение тормозной системы. Применение электрического реостатного торможения снижало износ колодок и бандажей и уменьшало количество выделяющейся при механическом торможении пыли, которая неблагоприятно влияла на работу оборудования. Эта особенность обусловила решение не строить прицепные вагоны, а составлять поезда только из моторных. Конструкторы добились и увеличения показателя ускорения/замедления вместе с более плавным пуском, и повышения скорости движения до 75 км/ч (у моторных вагонов А и Б она была ограничена 65 км/ч).

Изменился и кузов. Он стал более округленным, покатым, или, по формулировкам конструкторов, «аэродинамическим». В то же время на 8 тонн уменьшилась масса вагона за счет применения легированной стали и использования более совершенных тележек.

Для Цитирования:
Звезда своего времени. Железнодорожник. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: