По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 128 DOI:10.33920/nik-02-2402-01

Зрелищность как атрибутивная особенность современной культуры

Морозова Елена Ивановна доцент кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: eim7@mail.ru

Зрелищная культура становится структурно-типологической единицей празднично/будничной культуры, которая использует ее повседневно в режиме «the loop»: телевизионные шоу-программы, презентации новых бутиков в торговых центрах, городские ярмарки, художественные выставки, выступления на концертных площадках, календари со слоганом «Праздник каждый день», компьютерные игры (как гласит реклама, «Лучшая анти-стрессовая игра всех времен!») и так далее. Конечно, в этом развлекательном круговороте у человека притупляется острота восприятия праздничности, появляется усталость от постоянной повышенной эмоциональности. Человек устает и от развлечений, и от игр. И в этом смысле «Homo ludens» — это не просто концепт, а проблема, выявленная и обозначенная Й. Хёйзингой, которая в 20-х годах XXI века стала уже очевидной. В статье рассматриваются особенности современной культуры как культуры экранной, визуальной, непосредственно связанной с таким атрибутом, как зрелищность.

Литература:

1. Грегори Р.Л. Разумный глаз. Как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях. — М.: URSS, 2003.

2. Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра // Февр Л. Бои за историю. — М., 1991. — С. 64.

3. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования / Отв. Ред. А. А. Карягин. — М.: Наука, 1978.

4. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. — М.: КАНОН-Пресс-Ц; Кучково Поле, 2003. — 464 с.

5. Маклюэн М. Галактика Гутенберга : становление человека печатающего / Маршалл, Маклюэн; пер. И. О. Тюриной. — Москва : Акад. Проект ; Фонд «Мир», 2005. — 495 с.

6. Мандру Р. Франция раннего Нового времени, 1500–1640. Эссе по исторической психологии / пер. А. Лазарева. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010.

7. Межуев В.М. Идея культуры : очерки по философии культуры / В. М. Межуев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. — Москва : Прогресс-Традиция, 2006. — 406 c.

8. Межуев В.М. Философия культуры и науки о культуре: различие в подходах // Вестник МГУКИ. — 2019. — №3 (89). — С. 5.

9. Культурология. XX век : Антология / [cост. С. Я. Левит]. — Москва : Юристъ, 1995. — 703 с. — С. 58.

10. Клименчук И. Словарь ритмических терминов // Проза/ру — [Электронный ресурс] — URL: https://proza.ru/2014/06/09/748 (дата обращения 19.04.2023).

11. Плотников А.В., Соловьева Т.М. Святыни древнего села. Храм Преображения Господня в селе остров. — М.: Радис — ИТ, 2023. — 96 с.

12. Философия культуры: предмет, особенности, место в системе наук о культуре. — [Электронный ресурс] — URL: https://studopedia.ru/29_6050_voprosfilosofiya-kulturi-predmet-osobennosti-mesto-v-sisteme-nauk-o-kulture.html (дата обращения 19.04.2023).

13. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. — Москва : Наука, 2006 (СПб. : Типография «Наука»). — 646 с.

14. Экранная культура: состояние, проблемы и перспективы развития — [Электронный ресурс] — URL: https://natalibrilenova.ru/ekrannaya-kultura-sostoyanieproblemyi-i-perspektivyi-razvitiya/ (дата обращения 19.04.2023).

15. Языкова И.К. Богословие иконы. — [Электронный ресурс] —URL: https:// pokrovchram.ru/f/bogoslovie_ikonyi_yazykova.pdf (дата обращения 19.04.2023).

1. Gregori R.L. Razumnyy glaz. Kak my uznayem to, chto nam ne dano v oshchushcheniyakh. — M.: URSS, 2003.

2. Gurevich A.YA. Uroki Lyus'yena Fevra // Fevr L. Boi za istoriyu. — M., 1991. — S. 64.

3. Mazayev A.I. Prazdnik kak sotsial'no-khudozhestvennoye yavleniye: Opyt istorikoteoreticheskogo issledovaniya / Otv. Red. A.A. Karyagin. — M.: Nauka, 1978.

4. Maklyuen G.M. Ponimaniye Media: Vneshniye rasshireniya cheloveka. — M.: KANON-Press-TS; Kuchkovo Pole, 2003. — 464 s.

5. Maklyuen M. Galaktika Gutenberga : stanovleniye cheloveka pechatayushchego / Marshall, Maklyuen; per. I. O. Tyurinoy. — Moskva : Akad. Proyekt ; Fond «Mir», 2005. — 495 s.

6. Mandru R. Frantsiya rannego Novogo vremeni, 1500–1640. Esse po istoricheskoy psikhologii / per. A. Lazareva. — M.: Izdatel'skiy dom «Territoriya budushchego», 2010.

7. Mezhuyev V.M. Ideya kul'tury : ocherki po filosofii kul'tury / V. M. Mezhuyev; Ros. akad. nauk, In-t filosofii. — Moskva : Progress-Traditsiya, 2006. — 406 c.

8. Mezhuyev V.M. Filosofiya kul'tury i nauki o kul'ture: razlichiye v podkhodakh // Vestnik MGUKI. — 2019. — №3 (89). — S. 5.

9. Kul'turologiya. XX vek : Antologiya / [cost. S. YA. Levit]. — Moskva : Yurist", 1995. — 703 s. — S. 58.

10. Klimenchuk I. Slovar' ritmicheskikh terminov // Proza/ru — [Elektronnyy resurs] — URL: https://proza.ru/2014/06/09/748 (data obrashcheniya 19.04.2023).

11. Plotnikov A.V., Solov'yeva T.M. Svyatyni drevnego sela. Khram Preobrazheniya Gospodnya v sele ostrov. — M.: Radis — IT, 2023. — 96 s.

12. Filosofiya kul'tury: predmet, osobennosti, mesto v sisteme nauk o kul'ture. — [Elektronnyy resurs] — URL: https://studopedia.ru/29_6050_vopros-filosofiya-kulturi-predmetosobennosti-mesto-v-sisteme-nauk-o-kulture.html (data obrashcheniya 19.04.2023).

13. Khrenov N.A. Zrelishcha v epokhu vosstaniya mass / N. A. Khrenov. — Moskva : Nauka, 2006 (SPb. : Tipografiya «Nauka»). — 646 s.

14. Ekrannaya kul'tura: sostoyaniye, problemy i perspektivy razvitiya — [Elektronnyy resurs] — URL: https://natalibrilenova.ru/ekrannaya-kultura-sostoyanie-problemyi-iperspektivyi-razvitiya/ (data obrashcheniya 19.04.2023).

15. YAzykova I.K. Bogosloviye ikony. — [Elektronnyy resurs] —URL: https:// pokrovchram.ru/f/bogoslovie_ikonyi_yazykova.pdf (data obrashcheniya 19.04.2023).

С появлением и развитием интернет-возможностей зрелищная культура формирует новые направления: из нее «вырастают» новые культуры — «компьютерная», «экранная», «визуальная». Это тип культуры, в котором образы реальные и нереальные, симулякр и миф сосуществуют, и человек приспосабливается жить в симультанной «атмосфере». Симуляционные технологии, мифологичность событийных картин повседневности уничтожают реальную картину жизни сегодняшнего мира, где становится сложно отличить реальность от симулякра, а последний — от мифа. Зрелище, созданное с помощью новейших технологий, в том числе и компьютерных, часто обладает агрессивной, подавляющей энергией, отчего люди стремятся вернуться в реальное пространство с привычными для человека скоростями — течения времени, чередой сменяющихся событий, сочетанием праздника и будней, вернуться в привычную культуру с ее «оздоравливающей» энергией — вот почему сейчас становятся особенно актуальны телепередачи о кулинарии, о путешествиях, природе, спорте и т.д., такие, где присутствует реальное пространство-время, способствующее отдыху человека после погружения. Психофизические процессы влияния зрелищной, в том числе, визуальной, экранной и компьютерной культур на человека сегодня являются предметом изучения целого ряда наук. Исследованию психофизического феномена и эволюции зрительного восприятия посвящены работы «Визуальная культура и восприятие» В. М. Розина, «Искусство и визуальное восприятие» Р. Арнхейма, «Разумный глаз» Р.Л. Грегори. С помощью методов гештальтпсихологии ученые изучают механизмы восприятия, возникновения и формирования в человеческом сознании зрительных образов. Феноменология зрелищного восприятия, осмысление его природы, философское осмысление возникновения зрелищных процессов в человеческом сознании, их психологическое воздействие отражены в работах «Camera lucida: комментарий к фотографии» Р. Барта, «Творческая эволюция» А. Бергсона, «Фотография (искусство средней руки)» П. Бурдье, «Феноменология медиа» Б. Гройса, «Кино: кино-1: образ-движение. Кино-2: Образ-время» Ж. Делеза, «То, что мы видим, то, что смотрит на нас» Ж. Диди-Юбермана, «Феноменология восприятия» М. Мерло-Понти, «Глаз слушает» П. Клоделя (разделы, посвященные взгляду), «Бытие и ничто» Э. Сартра.

Для Цитирования:
Морозова Елена Ивановна, Зрелищность как атрибутивная особенность современной культуры. Ученый совет. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: