По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 79 DOI:10.33920/nik-02-2206-05

Зрелищность как атрибут симуляционных тенденций в современной культуре

Морозова Елена Ивановна доцент кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: eim7@mail.ru

Показано, что в современном обществе симуляционность — как и в обществе эпохи постмодерна — не теряет своей актуальности и все больше проникает в реальную жизнь. Становится все сложнее различить — что является симулякром, а что правдивой информацией. К сожалению, современного потребителя все меньше стала интересовать правдивость информации. Даже наоборот: симуляционная интерпретация события, персоны, любого явления или феномена интересует с большей силой и больше приветствуется. «Алиса» и тот мир, который описывает Льюис Кэрролл, это «сознание наизнанку», становится все более актуальным. Семиотика и, в частности, символика стали нарративным явлением. Автор показывает, что сегодня стремление познать подлинную реальность, не искаженную симуляционностью, становится необходимой практикой, а понимание смысла происходящего — условием связи с подлинной реальностью.

Литература:

1. Азбука веры [Электронный ресурс]. — URL: Человек (azbyka.ru).

2. Бодрийяр Ж. Дух терроризма [Текст]; Войны в заливе не было / Жан Бодрийяр; [пер. с фр. А. Качалова]. — М.: РИПОЛ классик, 2016. — 222 с.

3. Гамеев С. ИИ-искусственный интеллект. [Электронный ресурс]. — URL: ИИискусственный интеллект — Сергей Гамеев — КОНТ (cont.ws)

4. Иоанн (Зизиулас; митр. Пергамский. Бытие как общение: очерки о личности и Церкви / Митр. Иоанн (Зизиулас); предисл. прот. Иоанна Мейендорфа; пер. с англ. Д.М. Гзгзяна. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский ин-т, 2006. — 275 [Электронный ресурс]. — URL: «Бытие как общение» митр. Иоанн (Зизилуас) | Предание.ру — православный портал (predanie.ru).

5. Калинина И.А. Понятие свободы личности в трудах Иммануила Канта // Вестник ТГУ. — 2009. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-svobody-lichnosti-v-trudah-immanuila-kanta (дата обращения: 08.03.2022).

6. Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа [Текст]: учебник для вузов / И.В. Кирия, А.А. Новикова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017 (Учебники Высшей школы экономики). — 423 с. — С. 289–292.

7. Организм и среда [Электронный ресурс]. — URL: Организм и среда [1974 Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. — Анатомия человека (anfiz.ru).

1. Azbuka very [Elektronnyy resurs]. — URL: Chelovek (azbyka.ru).

2. Bodriyyar ZH. Dukh terrorizma [Tekst]; Voyny v zalive ne bylo / Zhan Bodriyyar; [per. s fr. A. Kachalova]. — M.: RIPOL klassik, 2016. — 222 s.

3. Gameyev S. II-iskusstvennyy intellekt. [Elektronnyy resurs]. — URL: II-iskusstvennyy intellekt — Sergey Gameyev — KONT (cont.ws)

4. Ioann (Ziziulas; mitr. Pergamskiy. Bytiye kak obshcheniye: ocherki o lichnosti i Tserkvi / Mitr. Ioann (Ziziulas); predisl. prot. Ioanna Meyyendorfa; per. s angl. D.M. Gzgzyana. — M.: Svyato-Filaretovskiy pravoslavno-khristianskiy in-t, 2006. — 275 [Elektronnyy resurs]. — URL: «Bytiye kak obshcheniye» mitr. Ioann (Ziziluas) | Predaniye. ru — pravoslavnyy portal (predanie.ru).

5. Kalinina I.A. Ponyatiye svobody lichnosti v trudakh Immanuila Kanta // Vestnik TGU. — 2009. — № 4 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatie-svobody-lichnosti-v-trudah-immanuila-kanta (data obrashcheniya: 08.03.2022).

6. Kiriya I.V., Novikova A.A. Istoriya i teoriya media [Tekst]: uchebnik dlya vuzov / I.V. Kiriya, A.A. Novikova; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2017 (Uchebniki Vysshey shkoly ekonomiki). — 423 s. — S. 289–292.

7. Organizm i sreda [Elektronnyy resurs]. — URL: Organizm i sreda [1974 Prives M.G., Lysenkov N.K., Bushkovich V.I. — Anatomiya cheloveka (anfiz.ru).

Семиотический нарратив стал камертоном, организующим сознание современного человека. Можно сказать, что это основа своеобразного коммуникативного «языка» — этот язык стал международным, интернациональным, он носит глобальный характер, соответствующий процессу глобализации. Его «паутина» опутывает весь мир через социальные сети, интернет и TV, в которых реклама, новостные передачи, «модные показы», «сиюминутные» сюжетные новости, «хроники личной жизни» знаменитостей «пестрят» в глазах смотрящего. Главное — картинка, главное — зрелищность, которая становится сигналом для смотрящего, «коммуникативной пищей», несомненной атрибутикой успеха.

Феномены зрелища и зрелищности можно рассматривать как феномены общества и культуры. Они исследуются в культурологических и философских трудах российских и зарубежных ученых: М.М. Бахтина, Х. Ортеги-и-Гассета, А.И. Мазаева, Н.А. Хренова, Е.В. Сальниковой и других. В разработке и анализе этих понятий авторы опираются на анализ традиций и ритуалов, связанных с праздничной культурой. Нередко, через дихотомию праздник/повседневность авторами выявляется сущностная характеристика этих понятий.

Элитарное и профанное, «низовое» и «высокое» — это те характеристики, которыми пользуются, говоря о массовой и элитарной культуре.

В рамках современной культуры понятия зрелища и зрелищности оказываются сопряженными с культурой СМИ. И здесь ведущим становится понятие симулякра, которое оказывается способным адекватно отразить ту жизнь, которая в повседневной и праздничной культуре берет на вооружение «маску» зрелищности. И здесь понятие симулякра оказывается способным соединить феномены массового и элитарного.

Ж. Бодрийяр, который ввел это понятие в активный научный оборот, говоря о симулякре, утверждает, что это знак, который замещает собой реальность, обозначает то, что не существует в действительности. Можно сказать, что это «кроличья нора» Л. Кэрролла, «зеркало», а за ним (симулякром) — полное отсутствие смысла.

Термин «симулякр» как понятие, означающее гиперреальность, вошел в широкое употребление в научной среде эпохи постмодернизма, а также и в речевой культуре благодаря Жану Бодрийяру. Этим понятием он обозначил ту ситуацию, которая была связана с войной в Персидском заливе (1991 г.). Автор ввел это понятие для акцентирования внимания на том, что СМИ, а особенно телевидение, обладают возможностью произвольным образом отображать реальную действительность — даже если это репортажи с места событий. Ж. Бодрийяр говорит о методах подачи материала, связанного с войной в Персидском заливе, новостным агентством CNN [2].

Для Цитирования:
Морозова Елена Ивановна, Зрелищность как атрибут симуляционных тенденций в современной культуре. Ученый совет. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: