В рамках многоцентрового проекта по оценке знаний специалистов в сфере антимикробной терапии [проект KANT, полное название — The assessment of students’ (physicians’) knowledge in antimicrobials usage, был начат Бонцевичем Р. А. в 2007 г.] в несколько этапов проводилось добровольное анонимное анкетирование (фармакоэпидемиологический срез знаний) студентов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». Данная работа отражает данные за два этапа: первый этап проводился в 2014–2018 гг. (проект KANT-II, 319 респондентов), второй этап проходил в 2018–2019 гг. (проект KANT-III, 406 респондентов), параллельно оценивали знания врачей [1–3]. Всего в анкетировании приняло участие 725 студентов пяти вузов России — Белгородского, Воронежского, Башкирского, Южно-Уральского и Красноярского государственных университетов. Кроме того, в 3-м этапе проекта принимали участие респонденты из Кыргызстана [2], но в данную работу эти данные не включались. Для исследования была разработана оригинальная анкета оценки знаний, состоящая из шести вопросов. В данной работе представлен анализ второго вопроса анкеты, посвященный комбинациям антибактериальных лекарственных средств. Необходимо было указать нерациональную комбинацию терапии из пяти представленных: 1) «цефтриаксон + амоксициллин»; 2) «офлоксацин + доксициклин»; 3) «левофлоксацин + кларитромицин»; 4) «азитромицин + ампициллин + амикацин»; 5) «ампициллин + гентамицин»; шестым вариантом ответа был пункт «затрудняюсь ответить». Использованы методы описательной статистики и расчет критерия Хи-квадрат Пирсона.
Верно указали нерациональную комбинацию «цефтриаксон + амоксициллин» на первом этапе 31,3 % участников, на втором этапе — 31 % опрошенных (p > 0,05). Вторую нерациональную комбинацию препаратов, «офлоксацин + доксициклин», отметили 20,7 % и 5,9 % обучающихся на 1-м и 2-м этапах проекта соответственно (p < 0,001). Третью нерациональную комбинацию антибиотикотерапии, «левофлоксацин + кларитромицин», указали 17,9 и 2,9 % участников (p < 0,001). Неверно отметили рациональную комбинацию «ампициллин + гентамицин» 16 и 5,2 % студентов (p < 0,001). Ошибочно сочли нерациональной комбинацию «азитромицин + ампициллин + амикацин» 37 и 11,8 % на двух этапах проекта (p < 0,001). Верно указали все три нерациональные комбинации всего лишь 1,6 % респондентов на первом этапе проекта и 1,9 % на втором этапе (p > 0,05). Две верные комбинации из трех выбрали 9,7 и 7,1 % участников (p > 0,05). Также 15 % участников затруднились дать ответ на вопрос на первом и 8,6 % на втором этапах исследования (p > 0,05).