По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 615.03 DOI:10.33920/med-13-2503-14

Знания рациональных антимикробных комбинаций студентами старших курсов

А. А. Тихойванова Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

Оценить в динамике качество знаний в вопросах определения рациональных, нерациональных антимикробных комбинаций у студентов 5–6 курсов высших медицинских учреждений России.

Литература:

1. Бонцевич Р. А., Щуровская К. В., Покровская Т. Г., Батищева Г. А., Гончарова Н.Ю. Оценка знания студентами старших курсов вопросов антимикробной химиотерапии. Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2016. Т. 18. № 3. С. 226–230.

2. Оценка уровня знаний студентов старших курсов медицинских вузов по вопросам рационального применения антимикробных препаратов в клинической практике: результаты проекта «KANT» / Р. А. Бонцевич, А. В. Адонина, А. А. Гаврилова [и др.] // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. — 2020. — Т. 22, № 3. — С. 212–220. — DOI 10.36488/cmac.2020.3.212–220.

3. Assessment of senior medical care majors’ knowledge in antimicrobial chemotherapy / R. A. Bontsevich, Yu. A. Kirienko, V. Ye. Bogatova [et al.] // Research Results in Pharmacology. — 2018. — Vol. 4, No. 4. — P. 107–114. — DOI 10.3897/rrpharmacology.4.31960.

4. Знания студентов по антимикробной терапии: краткий обзор итоговых результатов проекта KANT-IV / Р. А. Бонцевич, А. А. Тихойванова, Н. В. Анненков [и др.] // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. — 2024. — Т. 26, № S1. — С. 17

1. Bontsevich R. A., Shchurovskaia K. V., Pokrovskaia T. G., Batishcheva G. A., Goncharova N. Iu. Otsenka znaniia studentami starshikh kursov voprosov antimikrobnoi khimioterapii [Assessment of knowledge of senior students on antimicrobial chemotherapy issues]. Klinicheskaia mikrobiologiia i antimikrobnaia khimioterapiia [Clinical Microbiology and Antimicrobial Chemotherapy]. 2016. Vol. 18. No. 3. P. 226–230. (In Russ.)

2. Otsenka urovnia znanii studentov starshikh kursov meditsinskikh vuzov po voprosam ratsionalnogo primeneniia antimikrobnykh preparatov v klinicheskoi praktike: rezultaty proekta «KANT» [Assessment of the level of knowledge of senior medical students on the rational use of antimicrobial drugs in clinical practice: results of the «KANT» project] / R. A. Bontsevich, A. V. Adonina, A. A. Gavrilova [et al.] // Klinicheskaia mikrobiologiia i antimikrobnaia khimioterapiia [Clinical Microbiology and Antimicrobial Chemotherapy]. — 2020. — Vol. 22, No. 3. — P. 212–220. — DOI 10.36488/cmac.2020.3.212–220. (In Russ.)

3. Assessment of senior medical care majors' knowledge in antimicrobial chemotherapy / R. A. Bontsevich, Yu. A. Kirienko, V. Ye. Bogatova [et al.] // Research Results in Pharmacology. — 2018. — Vol. 4, No. 4. — P. 107–114. — DOI 10.3897/rrpharmacology.4.31960.

4. Znaniia studentov po antimikrobnoi terapii: kratkii obzor itogovykh rezultatov proekta Kant-IV [Students' knowledge of antimicrobial therapy: a brief overview of the final results of the Kant-IV project] / R. A. Bontsevich, A. A. Tikhoivanova, N. V. Annenkov [et al.] // Klinicheskaia mikrobiologiia i antimikrobnaia khimioterapiia [Clinical Microbiology and Antimicrobial Chemotherapy]. — 2024. — Vol. 26, No. S1. — P. 17. (In Russ.)

В рамках многоцентрового проекта по оценке знаний специалистов в сфере антимикробной терапии [проект KANT, полное название — The assessment of students’ (physicians’) knowledge in antimicrobials usage, был начат Бонцевичем Р. А. в 2007 г.] в несколько этапов проводилось добровольное анонимное анкетирование (фармакоэпидемиологический срез знаний) студентов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». Данная работа отражает данные за два этапа: первый этап проводился в 2014–2018 гг. (проект KANT-II, 319 респондентов), второй этап проходил в 2018–2019 гг. (проект KANT-III, 406 респондентов), параллельно оценивали знания врачей [1–3]. Всего в анкетировании приняло участие 725 студентов пяти вузов России — Белгородского, Воронежского, Башкирского, Южно-Уральского и Красноярского государственных университетов. Кроме того, в 3-м этапе проекта принимали участие респонденты из Кыргызстана [2], но в данную работу эти данные не включались. Для исследования была разработана оригинальная анкета оценки знаний, состоящая из шести вопросов. В данной работе представлен анализ второго вопроса анкеты, посвященный комбинациям антибактериальных лекарственных средств. Необходимо было указать нерациональную комбинацию терапии из пяти представленных: 1) «цефтриаксон + амоксициллин»; 2) «офлоксацин + доксициклин»; 3) «левофлоксацин + кларитромицин»; 4) «азитромицин + ампициллин + амикацин»; 5) «ампициллин + гентамицин»; шестым вариантом ответа был пункт «затрудняюсь ответить». Использованы методы описательной статистики и расчет критерия Хи-квадрат Пирсона.

Верно указали нерациональную комбинацию «цефтриаксон + амоксициллин» на первом этапе 31,3 % участников, на втором этапе — 31 % опрошенных (p > 0,05). Вторую нерациональную комбинацию препаратов, «офлоксацин + доксициклин», отметили 20,7 % и 5,9 % обучающихся на 1-м и 2-м этапах проекта соответственно (p < 0,001). Третью нерациональную комбинацию антибиотикотерапии, «левофлоксацин + кларитромицин», указали 17,9 и 2,9 % участников (p < 0,001). Неверно отметили рациональную комбинацию «ампициллин + гентамицин» 16 и 5,2 % студентов (p < 0,001). Ошибочно сочли нерациональной комбинацию «азитромицин + ампициллин + амикацин» 37 и 11,8 % на двух этапах проекта (p < 0,001). Верно указали все три нерациональные комбинации всего лишь 1,6 % респондентов на первом этапе проекта и 1,9 % на втором этапе (p > 0,05). Две верные комбинации из трех выбрали 9,7 и 7,1 % участников (p > 0,05). Также 15 % участников затруднились дать ответ на вопрос на первом и 8,6 % на втором этапах исследования (p > 0,05).

Для Цитирования:
А. А. Тихойванова, Знания рациональных антимикробных комбинаций студентами старших курсов. Фармацевтическое дело и технология лекарств. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: