К атрибутам земной жизни человека относятся: культура, книги, наука, освоение мира. И здесь разум направляет его волю на основе точного знания меры свободы и необходимости. [1] При этом научная истина не может быть найдена путем голосования. И здесь высказывание есть утвердительное предположение, которое при понимании знания либо истинно, либо ложно, где знание, не подкрепленное конкретными действиями, — мертвое знание.
При этом силой мысли можно подчинить себе реальность, поскольку она формируется в первую очередь как отражение сознания в реальной действительности. [2] Кроме того большая часть человеческих ошибок проистекает от недостатка внимания, а не от недостатка знания. [3] Знания при этом могут быть различной степени глубины, основательности, широты охвата явлений.
Знания, накапливаемые в виде взаимодействия, ускоряют оценку решений, позволяя человеку действовать эффективно. Знания же, не подсказывающие верного решения, тем не менее опускает целый букет неверия, экономя силы и время, уходящего на проверку вариантов. Таким образом знания — это сырье для ума.
Тогда их надо почувствовать их возможности. И здесь уподобление — это нахождение в уже известном таких эквивалентов в соотношениях вещей и процессов, которые адекватно могут выражать предмет события. Как таковое уподобление отличается от аналогии тем, что если последняя ищет и всегда предшествует знанию, то первое уже обладает знанием.
Аналогия же — соотношение однопорядкового или одноуровневого в сфере известного на основе известного.
Необходимо также отметить, что коэффициент интеллекта (IQ — intelligence quotient) оценивает мыслительные способности человека, а не уровень его знаний.
Знание по мнению англ. философа Ф. Бэкона есть сила, т. к. социальный прогресс невозможен без опоры на знания о реальном мире.
Знания о предмете и явлениях считаются правильными, т. е. определяющими жизнь человечества, если с их помощью человек может сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразные преобразования, где практика — это и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент.