По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 341 DOI:10.33920/nik-02-2209-04

Знание русского языка трудовыми мигрантами в фокусе противодействия коррупции

Гайнутдинова Екатерина Ирековна старший преподаватель кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: ms.katerina1993@bk.ru

Статья содержит предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере миграции, направленные на устранение коррупциогенных факторов. Автор показывает, что отсутствие должного контроля за работой многофункциональных миграционных центров г. Москвы и Московской области отмечают не только юристы, которые оказывают содействие мигрантам в получении патентов, замене патента, но и почти 90 % опрошенных (здесь и далее — 162 иностранных гражданина и 129 представителей организаций). Это, как показано в статье, требует определенных мер со стороны соответствующих государственных структур, так как защита национального рынка труда является одной из основных целей государственной политики в сфере миграции.

Литература:

1. Акименко П.А., Осокин Р.Б. Проблемы разграничения уголовной и административной ответственности за противоправные деяния в сфере миграционных правоотношений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — № 1 (24). — С. 277–285.

2. В Россию въехало более 32 миллионов иностранцев [Электронный ресурс]. — URL: https://anna-news.info/v-rossiyu-vehalo-bolee-32-millionov-inostrantsev/ (дата обращения: 10.12.2020).

3. Гайнутдинова Е.И. Миграционные процессы и организационно-правовое воздействие на них в странах Европейского союза // Международное публичное и частное право. — 2019. — № 1. — С. 38–40.

4. Гайнутдинова Е.И. Организационно-правовое воздействие на миграционные процессы в странах Европейского союза // Международное публичное и частное право. — 2018. — № 5. — С. 26–28.

5. Данные Главного управления по вопросам миграции МВД России [Электронный ресурс]. — URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/ item/12162186/ (дата обращения: 10.03.2020).

6. Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции. — М.: Юрлитинформ, 2011. — 304 с.

7. Кабанов П.А. и др. Вызов коррупции: противодействие коррупции журналистским сообществом. — М., 2003. — 128 с.

8. Курсаев А.В., Осокин Р.Б. Влияние смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств, относящихся к личности исполнителя, на ответственность других соучастников // Российский следователь. — 2011. — № 8. — С. 15–18.

9. Международное уголовное правосудие. Современные проблемы. — М., 2009. — С. 78–121. — 747 с.

10. Ромодановский К.О., Мукомель В.И. Регулирование миграционных процессов: проблемы перехода от реактивной к системной политике // Общественные науки и современность. — 2015. — № 5. — С. 12.

11. Трунцевский Ю.В. Международное пенитенциарное право. = Lecture on international penitentiary law: Лекция / Трунцевский Юрий Владимирович. — М.: Юрист, 2001 (ООО Вариант-Принт). — 48 с.

12. Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 12. — С. 30–36.

13. Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В., Сухаренко А.Н. Противодействие коррупции в Китае: законодательство и правоприменение. — М.: Проспект, 2019. — 176 с.

14. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019– 2025 годы») // Собр. законодательства Росс. Федерации. — 2018. — № 45. — Ст. 6917.

15. Rinne U. The Evaluation of Immigration Policies. — IZA DP № 6369. Forschungsinstitut zur Zukunft der Arbeit. — February 2012. — 27 р.

1. Akimenko P.A., Osokin R.B. Problemy razgranicheniya ugolovnoy i administrativnoy otvetstvennosti za protivopravnyye deyaniya v sfere migratsionnykh pravootnosheniy // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. — 2016. — № 1 (24). — S. 277–285.

2. V Rossiyu v"yekhalo boleye 32 millionov inostrantsev [Elektronnyy resurs]. — URL: https://anna-news.info/v-rossiyu-vehalo-bolee-32-millionov-inostrantsev/ (data obrashcheniya: 10.12.2020).

3. Gaynutdinova Ye.I. Migratsionnyye protsessy i organizatsionno-pravovoye vozdeystviye na nikh v stranakh Yevropeyskogo soyuza // Mezhdunarodnoye publichnoye i chastnoye pravo. — 2019. — № 1. — S. 38–40.

4. Gaynutdinova Ye.I. Organizatsionno-pravovoye vozdeystviye na migratsionnyye protsessy v stranakh Yevropeyskogo soyuza // Mezhdunarodnoye publichnoye i chastnoye pravo. — 2018. — № 5. — S. 26–28.

5. Dannyye Glavnogo upravleniya po voprosam migratsii MVD Rossii [Elektronnyy resurs]. — URL: https://mvd.rf/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/12162186/ (data obrashcheniya: 10.03.2020).

6. Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii. — M.: Yurlitinform, 2011. — 304 s.

7. Kabanov P.A. i dr. Vyzov korruptsii: protivodeystviye korruptsii zhurnalistskim soobshchestvom. — M., 2003. — 128 s.

8. Kursayev A.V., Osokin R.B. Vliyaniye smyagchayushchikh ili otyagchayushchikh nakazaniye obstoyatel'stv, otnosyashchikhsya k lichnosti ispolnitelya, na otvetstvennost' drugikh souchastnikov // Rossiyskiy sledovatel'. — 2011. — № 8. — S. 15–18.

9. Mezhdunarodnoye ugolovnoye pravosudiye. Sovremennyye problemy. — M., 2009. — S. 78–121. — 747 s.

10. Romodanovskiy K.O., Mukomel' V.I. Regulirovaniye migratsionnykh protsessov: problemy perekhoda ot reaktivnoy k sistemnoy politike // Obshchestvennyye nauki i sovremennost'. — 2015. — № 5. — S. 12.

11. Truntsevskiy YU.V. Mezhdunarodnoye penitentsiarnoye pravo. = Lecture on international penitentiary law: Lektsiya / Truntsevskiy Yuriy Vladimirovich. — M.: Yurist, 2001 (OOO Variant-Print). — 48 s.

12. Truntsevskiy YU.V. O chetyrekh metodakh iskoreneniya korruptsii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye. — 2013. — № 12. — S. 30–36.

13. Truntsevskiy YU.V., Seval'nev V.V., Sukharenko A.N. Protivodeystviye korruptsii v Kitaye: zakonodatel'stvo i pravoprimeneniye. — M.: Prospekt, 2019. — 176 s.

14. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 oktyabrya 2018 g. № 622 «O Kontseptsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 2019– 2025 gody») // Sobr. zakonodatel'stva Ross. Federatsii. — 2018. — № 45. — St. 6917.

15. Rinne U. The Evaluation of Immigration Policies. — IZA DP № 6369. Forschungsinstitut zur Zukunft der Arbeit. — February 2012. — 27 r.

За последние 10 лет Россия вошла в пятерку ведущих стран с внешней миграцией: в 2018 г. более 17 млн иностранных граждан въехали в страну и более 15,7 млн человек были официально зарегистрированы в качестве мигрантов [5]. С 2019 г. погранслужба России начала учитывать количество въезжающих на работу иностранцев [2].

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, одними из основных целей государственной политики в сфере миграции являются обеспечение безопасности государства и защита национального рынка труда, а одной из главных задач — совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество1.

В настоящее время существует потребность в активной реализации антикоррупционных предложений в сфере миграции [7; 9], по преодолению коррупционных схем при постановке на учет, регистрации по месту проживания, получении патента, вида на жительство, гражданства и т.д. Для мигранта должен быть выстроен процесс, упрощающий порядок официальной регистрации, оформления документов, способный исключить мотивацию мигранта дать взятку должностному лицу для решения вопросов миграционного учета [8, c. 15–18].

По-прежнему сохраняется в значительном объеме регуляторная функция (основанная на усмотрении должностного лица при принятии итогового решения) ГУВМ и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, что способствует коррупционным проявлениям [11; 12]. Мировая практика противодействия коррупции в сфере миграции использует правовые и организационные инструменты, где минимизируется фактор усмотрения [13], например объявляется административная амнистия для нелегальных мигрантов, чтобы снять коррупциогенность в данном сегменте. Российская Федерация осмысливает мировой опыт [11], анализирует собственную практику, чтобы успешно противодействовать коррупции в сфере миграции.

Для Цитирования:
Гайнутдинова Екатерина Ирековна, Знание русского языка трудовыми мигрантами в фокусе противодействия коррупции. Ученый совет. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: