— Юрий Викторович, как с высоты вашего опыта вы охарактеризуете сегодняшнюю роль государственной системы помощи в трудоустройстве?
— Служба занятости населения Российской Федерации — это один из институтов государства, который имеет большую практику и опыт работы в социально-трудовой и экономической сфере. Создание службы началось с принятия в 1991 г. Закона «О занятости населения в Российской Федерации». С тех пор служба активно работает на рынке труда. В настоящее время это мощная структура, которая охватывает федеральный, региональный и муниципальный уровни, имеет сеть во всех регионах и муниципальных образованиях и оказывает соответствующие услуги населению и работодателям.
На протяжении всей своей истории, в том числе и в сложные периоды для нашего государства, служба занятости активно выполняла свои функции. Это можно видеть по результатам «дефолтового» 1998 г., в трудный для нашей страны период 2008–2011 гг., в весьма непростом 2014 г. — после введения зарубежных санкций. В современных условиях роль и значение службы занятости в развитии экономики страны повышаются. Постановлением Правительства Российской Федерации определены преобразования, направленные на модернизацию и совершенствование практики работы центров занятости населения.
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» четко определяет все те задачи, которые необходимо решать на уровне центров занятости с точки зрения работы с гражданами, взаимодействия с предприятиями и социальными партнерами. И в целом задачи решаются положительно — мы не имеем в регионах социальной напряженности, резкого скачка безработицы, каких-то других процессов, которые негативно влияют на рынок труда.
Хотя в условиях кризиса, связанных с коронавирусом и наступившими проблемами в структуре малого и микробизнеса, функции и задачи службы занятости будут несколько меняться. Но полагаю, что и с этой задачей служба должна справиться.
— С момента утверждения программы переформатирования центров занятости прошло почти полтора года. Как вы в целом оцениваете работу в первых 16 пилотных регионах в плане практических изменений?