В процессе работы медицинские сестры постоянно контактируют со своими коллегами, специалистами других профилей, врачами, клиническими лаборантами, иммунологами, провизорами и др. Особую роль приобретают выстраивание взаимоотношений между специалистами, оказывающими медицинскую помощь, преемственность и слаженность в работе всех звеньев медицинской службы, что поддерживается этическими и моральными принципами в медицине [2].
Правильные взаимоотношения медицинских сестер между собой в процессе профессиональной деятельности достигаются при соблюдении двух условий:
1) уважительного отношения к коллегам, недопущения третирования врача в присутствии пациента;
2) обращения медицинской сестры к коллегам за советом во всех сложных случаях.
В профессии медицинской сестры заложен принцип коллегиальности и коллективизма, необходимость тесного сотрудничества в интересах пациента. Кроме того, для успешного осуществления профессиональной деятельности медицинские сестры должны поддерживать друг друга и морально [3, 5].
Деловой этикет — одна из составляющих этики. Без знания правил делового этикета невозможно добиться успеха в выбранной сфере деятельности. Правила делового этикета необходимо соблюдать, так как они:
— способствуют формированию положительного имиджа;
— благоприятствуют успешному ведению переговоров, деловых встреч;
— являются подстраховкой в случае форс-мажора и неловких моментов;
— дают возможность более успешного и быстрого достижения целей.
Джеффри Лич вывел принцип вежливости, способствующий успеху в процессе коммуникаций. Этот принцип можно использовать как эталон отношений между собеседниками. Теория принципа вежливости, как ведущего принципа коммуникаций, состоит из шести мáксим:
— мáксима такта — максима границ личной сферы, в идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию, не следует затрагивать потенциально опасные темы (частная жизнь, индивидуальные предпочтения);