Исследование носило ретроспективный характер, проанализированы истории болезни 253 детей первого года жизни, оперированных по поводу ВПС. Средний возраст детей составил 3,82 ± 0,73 месяца. При поступлении тяжесть состояния детей была обусловлена гемодинамикой ВПС и тяжестью сердечной недостаточности (СН), которую определяли с помощью Нью-Йоркской классификации ассоциации кардиологов (NYHA). У всех детей диагностировали СН функционального класса II NYHA. Всем детям в послеоперационном периоде был назначен дигоксин в виде порошка с учетом массы тела, концентрацию дигоксина (терапевтический диапазон составил от 0,9 до 2,0 нг/мл) в сыворотке крови определяли на иммунохемилюминисцентном анализаторе Cobas е 411 (Roche Diagnostics, Германия), для этого производили взятие крови в утренние часы, через 12–24 часа в зависимости от терапевтического эффекта.
Концентрация дигоксина в сыворотке крови детей с ВПС находилась в диапазоне от 0,19 до 7,19 нг/мл и в среднем составила 1,51 ± 0,06 нг/мг, коэффициент вариации при этом составил 70,8 %, что свидетельствует о вариабельности показателя.
Для анализа полученных результатов детей разделили на три группы. Первая группа детей (n = 114): концентрация дигоксина находилась в диапазоне от 0,9 до 1,99 нг/мл и в среднем составила 1,38 ± 0,03 нг/мг. Дети с дефектом межжелудочковой перегородки, дефектом межпредсердной перегородки и открытым овальным окном. Послеоперационный период протекал без осложнений, тяжесть состояния была обусловлена СН функционального класса II NYHA. Схема терапии дигоксина была прежней.
Вторая группа детей (n = 60): концентрация дигоксина была выше верхнего значения терапевтического диапазона (более 2 нг/мл) и находилась в диапазоне от 2,02 до 7,19 нг/мл и в среднем составила 2,97 ± 0,15 нг/мг. Дети с тетрадой Фалло, транспозицией магистральных сосудов, общим открытым атриовентрикулярным каналом. Послеоперационный период протекал с признаками дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности. СН функционального класса II NYHA. Схема лечения дигоксина изменена.