По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Значение музеев-заповедников Русского Севера для сохранения историко-культурного наследия региона

Александр Евстигнеев г. Петрозаводск

Сохранение памятников и православных святынь Русского Севера является одной из важнейших задач музейного дела. Национальные парки и музеи-заповедники могут использоваться для возрождения и сохранности богатейшего историко-культурного наследия в регионе. Опыт Соловецкого музея-заповедника, а также музея-заповедника «Кижи» — яркий пример популяризации традиционных ценностей православной культуры среди молодежи и историко-культурного наследия.

Литература:

1. Пермиловская А.Б. Проблема сохранения культурных ландшафтов сельских исторических поселений Русского Севера // Регионология. — 2011. — № 2 (75). — С. 313–324.

2. Зелюткина Л.О., Коростелев Е.М., Севастьянов Д.В. Водно-волоковые системы Севера России. География. История. Природопользование / Под общ. ред. проф. Д.В. Севастьянова. — СПб.: Астерион, 2013. — 199 с.

3. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия // Культурный ландшафт как объект наследия. — М.: Институт наследия; СПб: Дмитрий Буланин, 2004. — С. 13–37.

4. Грушенко Э.Б. Культурное и природное наследие как основа развития экологического и этнографического туризма на Европейском севере России // Арктика и Север. — 2013. — № 10. — С. 1–4.

5. Ополовников А.В. Русский Север. — М.: Стройиздат, 1977. — 255 с.

6. Хорина Г.В. Водлозеро как компонент культурного ландшафта России // Культурные ландшафты России и устойчивое развитие: четвертый выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт». — М.: Географический факультет МГУ, 2009. — С. 116–119.

7. Разумовский В.М., Червяков О.В., Червякова Н.В. Проблемы сохранения культурного наследия в условиях Русского Севера // Гуманитарная культура как фактор преобразования России. — СПб., 1998. — С. 22–34.

8. Червякова Н.В. Деревянные церкви Водлозерских погостов Пречистенского Рождества Богородицы и Ильинского. Строительная история Кенозерья [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kenozerjelive.ru/chervjakovavodlo.html/ (дата обращения: 12.08.2021).

9. Исаченко Т.Е. Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта // Современные проблемы сервиса и туризма: научно-практический журнал. — 2014. — Т. 8, № 1. — С. 61–69.

10. Семушин Д. Русский Север. Пространство и время / Д. Семушин; Арханг. гос. музей «Малые Корелы». — Архангельск: Maecenas, 2010. — 120 с.

11. Веденин Ю.А. Роль географической науки в изучении, сохранении и актуализации наследия // Культурные ландшафты России и устойчивое развитие: четвертый выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт». — М.: Географический факультет МГУ, 2009. — С. 17–23.

12. ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» // Монастыри Русского Севера [Электронный ресурс]. — URL: https://www.parkrusever. ru/monastyri/goritskiyvoskresenskiy-monastyir. html/ (дата обращения: 12.08.2021).

13. ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» // Реставрация памятников архитектуры. Часовни на территории Национального парка «Водлозерский» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vodlozero.ru/kultura/ pamyatniki-arkhitektury/chasovni/ (дата обращения: 12.08.2021).

14. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера (Религиозно-мифологическое пространство северорусской культуры). — Архангельск: Изд-во Поморского пед. ун-та, 1993. — 220 с.

15. ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» // Современная приходская жизнь в парке [Электронный ресурс]. — URL: http://www./ vodlozero.ru/kultura/prikhodskaya-zhizn/ (дата обращения: 12.08.2021).

16. Теребихин Н.М. Геокультурное пространство Баренцева региона // Баренц-журнал. — 2002. — № 1. — С. 26–33.

17. ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» // Музей «В Начале было Слово» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kenozero. ru/gostyam/chem-zanyatsya/muzei-iekspozitsii/ plesetskiy-sektor/muzey-v-nachale-bylo-slovo/ (дата обращения: 12.08.2021).

18. Шульгин П.М. Государственная целевая программа «Культура Русского Севера» // Россия и современный мир. — М.: Институт экономики РАН, 2006. — № 4 (53). — С. 241–247.

19. ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» // Главное событие года в Кенозерье: открытие Почозерского храмового комплекса [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kenozero.ru/ spetsialistam/my-sokhranyaem/restavratsiyapamyatnikov-arkhitektury/glavnoesobytie-godav-kenozere-sostoyalos-otkrytie-pochezerskogokhramovogo-kompleksa/ (дата обращения: 12.08.2021).

20. Культура.РФ // Государственный историко-архитектурный и этнографический музейзаповедник «Кижи» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.culture.ru/institutes/11093/ gosudarstvennyi-istoriko-arkhitekturnyi-ietnografi cheskii-muzei-zapovednik-kizhi/ (дата обращения: 12.08.2021).

Русский Север — это северо-западная часть европейской части России, куда входят территория бассейна Белого моря и Кольский полуостров. К Русскому Северу относятся северная часть Ленинградской области, Архангельская, Вологодская, Мурманская области. В эти отдаленные, труднодоступные земли, покрытые тайгой и болотами, никогда не проникали иноземные завоеватели. Они буквально пронизаны русским духом, сохранившимся здесь с древних времен. «Русский Север» — это не столько географическое, сколько культурноисторическое понятие.

Первые славяне, посетившие эти места, шли сюда по рекам, водораздельным волокам и озерам прежде всего на промыслы природных богатств этого края — пушнины, рыбы, речного жемчуга. Приходили славяне в эти северные земли в основном из Ростовского, Псковского, Новгородского, Суздальского княжеств. Вместе с собой славяне несли свою религию, трудовые навыки и ремесла. Так постепенно происходило замещение местных языческих святынь на христианские, на берегах озер и рек Русского Севера строились кресты, часовни и церкви, позднее возводились монастыри и каменные храмы.

Жителей Русского Севера стали называть поморами, что означало народ, «идущий по морю», а весь район — Поморьем. Новые жители этих живописных земель принялись за освящение былых языческих святилищ, нередко на их месте или в непосредственной близости устанавливались символы новой веры — православия. Священными местами становились источники пресной воды, отдельные рощи, крупные валуны, которым прежде поклонялись язычники. Таким образом, сакральность этих мест сохранялась, но замещалась христианизацией.

Христианизация проникла во все сферы жизни поморского народа — именно через религию устанавливались связи между аборигенами и пришлыми людьми. Местное население перенимало культуру славян, менялась архитектура поселений. Христианские постройки — церкви, погосты с храмами, деревянные часовни, даже монастырские комплексы очень органично вписывались в окультуренное пространство.

Для Цитирования:
Александр Евстигнеев, Значение музеев-заповедников Русского Севера для сохранения историко-культурного наследия региона. Музей. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: